Наступивший год разрешит интригу трех долгостроев кино. Реплика Антона Долина

Начавшийся год сулит российскому кинематографу много побед - если не в прокате, то, по меньшей мере, на экранах международных фестивалей. Что, по мнению обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина, станет продолжением наметившейся тенденции?

Начавшийся год сулит российскому кинематографу много побед - если не в прокате, то, по меньшей мере, на экранах международных фестивалей. Что, по мнению обозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина, станет продолжением наметившейся тенденции?

Долин: Посыпать головы пеплом, горюя об участи российского кино, - дело похвальное, хоть и бессмысленное. Публика смотрит отечественный кинопродукт все меньше и неохотнее потому, что всеобщая ставка слишком долго делалась на одни блокбастеры. Меж тем, когда массовые проекты не становятся кассовыми, авторское кино понемногу входит в мировой пул самых интересных кинематографий. Судите сами: ни один ведущий фестиваль в 2010-м не обошелся без русских конкурсантов, и в Берлине щедро наградили "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского, а в Венеции - "Овсянок" Алексея Федорченко. В Каннах хоть и не досталось наград ни "Предстоянию" Никиты Михалкова, ни эмоциональному и жанровому антиподу этого военного эпоса, драме "Счастье мое" Сергея Лозницы, первый фильм наделал шуму, а второй поехал по фестивалям уже второго ряда, собирая главные призы в неслыханном количестве.

Что принесет 2011-й год? Не меньше, а то и больше. Начнем с того, что свой третий, как утверждает сам автор - совершенно отличный от двух предыдущих, фильм сделал человек, которого в Европе давно называют "новым Тарковским" - Андрей Звягинцев. Его "Елена" вновь будет драмой, но уже не столь абстрактной и притчевой - а, напротив, посвященной вопросам вполне земным; скорее всего, картина окажется в каннском конкурсе. А на Берлинале за "Золотого медведя" сразится Александр Миндадзе, ранее принимавший участие в этом смотре только на правах сценариста. Его психологический триллер "В субботу" - рассказ о первом дне после Чернобыльской аварии, когда жители города еще не знали о случившейся катастрофе. Кроме того, долгожданный сайнс-фикшн Александра Зельдовича, снимающего редко, но метко, - "Мишень" - покажут в берлинской "Панораме": фильм, как и предыдущая работа режиссера "Москва", основан на оригинальном сценарии Владимира Сорокина.

Однако еще интереснее интрига вокруг трех главных долгостроев отечественного кино. Без малого шесть лет, со времен премьеры "Солнца", мир ждет завершения тетралогии Александра Сокурова о природе власти: фильм "Фауст" по отдаленным мотивам трагедии Гете должен появиться именно в наступившем году. Еще длиннее и загадочнее история второго, крайне масштабного проекта молодого Ильи Хржановского "Дау" - нетипичный байопик легендарного физика Ландау по сценарию того же Сорокина; продюсеры намекают, что в 2011-м картина увидит свет. Наконец, главное. Без малого 11 лет великий и ужасный Алексей Герман-старший доводит до ума свой шедевр - экранизацию романа братьев Стругацких "Трудно быть богом" с Леонидом Ярмольником в главной роли. Сейчас работы наконец вступили в финальную стадию, и есть надежда, что до конца года мы увидим и это произведение, которое в корне изменит наши представления об отечественном кино. Осталось только дождаться - а в ожидании приучиться к мысли, что в России в последние годы снимали не только "Дозоры" и "Любовь-морковь".