Катастрофа под Смоленском: Польша перекладывает вину на диспетчеров

Ожидалось, что стенограммы записей переговоров диспетчеров будут опубликованы на сайте польского МВД. Но потом комиссия передумала. А МАК опубликует полную транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами.
Польские эксперты пытались найти ошибки в работе российских диспетчеров на основании обнародованных фрагментов их переговоров. Но, как отметили сегодня в МАК, российская сторона готова опубликовать полную версию переговоров.
Главная претензия польской стороны: в докладе МАК не отражена роль российских диспетчеров на аэродроме Северный.
Ожидалось, что стенограммы записей переговоров диспетчеров будут опубликованы на сайте польского МВД. Но потом комиссия передумала. А МАК опубликует полную транскрипцию записей всех переговоров и разговоров, зарегистрированных диспетчерскими магнитофонами.
Польские эксперты пытались найти ошибки в работе российских диспетчеров на основании обнародованных фрагментов их переговоров. Но, как отметили сегодня в МАК, российская сторона готова опубликовать полную версию переговоров.
Главная претензия польской стороны: в докладе МАК не отражена роль российских диспетчеров на аэродроме Северный.
Польша представила "доказательства справедливости" замечаний к отчету МАК о причинах катастрофы под Смоленском. Видеопрезентация состоялась в рамках пресс-конференции министра внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллера. По заключению МАК, катастрофа произошла в результате действий экипажа.

Польша представила "доказательства справедливости" своих замечаний к отчету МАК о причинах авиакатастрофы под Смоленском. Видеопрезентация состоялась в рамках пресс-конференции министра внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллера, возглавляющего польскую правительственную комиссию, расследующую обстоятельства катастрофы.

По словам Миллера, комиссия, исследующая авиапроисшествия, имеет одну цель – проанализировать все факторы, которые имели влияние на трагический исход того полета. "Это нужно для того, чтобы сделать выводы на будущее. Мы не ищем виновных. Только анализируем все обстоятельства и решаем, какие имели влияние, а какие нет", – отметил он.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, в рамках видеосимуляции трагического полета были обнародованы записи переговоров диспетчеров с контрольной вышки аэродрома "Северный". Вопреки поступавшим ранее сообщениям, стенограммы записей не будут опубликованы на официальном сайте ведомства.

Видеопрезентация событий 10 апреля начинается от момента старта президентского самолета и данных о метеоусловиях с камер "Северного". В первой ее части было продемонстрировано также движение Ил-76 на камере видеонаблюдения, которые показывают, как низко он прошел под максимально допустимой отметкой и ушел на второй круг. Комментатор сюжета в этой ситуации обвинил диспетчеров в том, что, заметив самолет, они не дали команду "горизонт". "После успешного приземления Ила диспетчер похвалил пилота, сказав "молодец", несмотря на то, что в таких сложных метеоусловиях, должен был запретить посадку", – отметил представитель комиссии.

Во второй части отчетливо слышны переговоры диспетчеров о погодных условиях, которые ухудшились внезапно. Один из контролеров сообщает ведущему смены, что "видимость – менее 500 метров, даже 300", "никто не ожидал, было безоблачно". В результате беседы принято решение разрешить снижение до ста метров (безопасная высота принятия решения) и в случае необходимости отправить самолет в аэропорт Внуково.

Затем на записи фиксируется процесс снижения польского борта номер 1. За 15 минут до трагедии на записи слышна фраза диспетчера о том, что "все готово" и "прожектора включены", а также его информация для летчиков о процедуре приземления на "Северном".

Позднее в диалоге прозвучало сомнение в успешном приземлении и принято решение отправить самолет на второй круг и предоставить экипажу возможность самостоятельно принимать дальнейшие решения. Представитель комиссии, проводивший презентацию, подчеркнул неоднократно, что диспетчеры не вовремя давали команды пилотам и не информировали экипаж в минуты снижения, что самолет находится на неверной линии приземления. "Команда "горизонт" должна прозвучать ранее, а не когда борт находится ниже линии приземления на 70 метром", – сказал он. По его словам, за 2 секунды до этой команды экипаж принял решение уйти на второй круг.

12 января Межгосударственный авиационный комитет обнародовал итоговый отчет о расследовании обстоятельств катастрофы польского самолета, разбившегося под Смоленском. Специалисты пришли к выводам:

1) катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял решение о посадке в неблагоприятных погодных условиях;

2) Ту-154М был полностью исправен. Пожара или взрыва на борту не было;

3) экипаж при вылете из Польши не был проинформирован о фактической погоде в Смоленске;

4) присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало;

5) по результатам судебно-медицинской экспертизы в крови главнокомандующего ВВС обнаружен алкоголь в концентрации 0,6 промилле;

6) диспетчер фактически не разрешил лайнеру посадку, оставив этот вопрос целиком на усмотрение командира воздушного судна;

7) непосредственными причинами катастрофы явились: непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме Смоленск – "Северный", значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумах; снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты, значительно ниже установленной минимальной высоты ухода на второй круг (100 метров) с целью перехода на визуальный полет; отсутствие должной реакции и требуемых действий при многократном срабатывании системы раннего предупреждения TAWS.

Учитывая общественный резонанс и значимость доведения до общественности результатов расследования, отчёт о расследовании авиакатастрофы под Смоленском будет опубликован на русском и английском языках. К отчёту будут приложены замечания Польши как страны, в которой было зарегистрировано потерпевшее крушение воздушное судно. Эти материалы будут опубликованы на польском языке.

Польский правительственный авиалайнер Ту-154М разбился 10 апреля под Смоленском. Погибли все 96 человек, находившихся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, члены парламента и правительства.