Чешская музыка в Москве: БСО исполнил произведения Дворжака и Мартину

Большой симфонический оркестр имени Чайковского начал новый 2011 год концертом чешской музыки. В программу художественный руководитель коллектива Владимир Федосеев включил сочинения Антонина Дворжака и редко звучащую в России музыку Богуслава Мартину.

Большой симфонический оркестр имени Чайковского начал новый 2011 год концертом чешской музыки. В программу художественный руководитель коллектива Владимир Федосеев включил сочинения Антонина Дворжака и редко звучащую в России музыку Богуслава Мартину.

Эту чешскую программу придумал Владимир Федосеев. Но лично представить ее публике не смог.

"Он заболел: кашель, грипп, температура", – объяснил Гинтарас Ринкявичюс, дирижер (Литва).

Владимир Иванович позвонил Гинтарасу Ринкявичюсу. Литовский дирижер с Большим симфоническим оркестром работал не раз. Правда, последний раз – давно, лет 18 назад.

"Для меня это большая честь, что он пригласил меня дирижировать. И эту программу я не выбирал, но и не хотел ничего менять. "Восьмую" Дворжака я знаю хорошо, а сочинения Мартину выучил за несколько дней", – рассказал Гинтарас Ринкявичюс.

Восьмую симфонию Дворжака, которую и Большой симфонический оркестр исполнял неоднократно, придержали до второго отделения. А первое превратили в забег на незнакомую дистанцию. Сыграли 2 инструментальные серенады Богуслава Мартину – обе впервые.

Затем на сцену вышли участники швейцарского трио "Опус 100", чтобы впервые выступить с БСО, впервые сыграть тройной концерт Мартину, заодно еще и дебютировать на московской сцене.

"Этот концерт очень редко исполняется. Я не уверен, что хотя бы раз 20 его исполняли вообще во всем в мире. И я почти уверен, что в России это сочинения тоже раньше никогда не слышали", – сообщил Оливер Шнайдер, пианист трио "Опус 100" (Швейцария).

В репертуар швейцарского трио этот музыкальный раритет попал благодаря скрипачке ансамбля Марине Яковлевой. Она родилась в России, окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. С коллегами общается на немецком. Пока по-русски они знают только пару слов.

С музыкантами БСО, правда, пока, кроме как на языке музыки, ни на каком другом пообщаться не удалось. Перед концертом времени не было, всего две репетиции. А ведь еще и с дирижером нужно было контакт наладить. Гинтарас Ринкявичюс и "Трио опус" никогда раньше вместе не работали. Зато у них нашлись общие знакомые.

"Европа и мир довольно маленькие. Виолончелист учился у моего хорошего знакомого, профессора Давида Герингаса. Скрипачка – у нее отец играет в оркестре Санкт-Петербургской филармонии. И мне приходится работать с этим оркестром", – вспомнил Гинтарас Ринкявичюс.

Сотрудничество с оркестром Владимира Федосеева Гинтарас Ринкявичюс с удовольствием готов продолжить. И надеется, что очередной многолетней паузы в партитуре их отношений больше не будет.