Юбилей Крымской автономии испортил земельный вопрос

В Крыму отмечают 20-летие автономии. За нее на первом в истории СССР референдуме проголосовали 93% жителей. Но спустя два десятилетия автономией недоволен никто – ни русские, которые не чувствует реальной самостоятельности, ни татары, требующие национальной обособленности.

В Крыму отмечают 20-летие автономии. За нее на первом в истории СССР референдуме проголосовали 93% жителей. Но спустя два десятилетия автономией недоволен никто – ни русские, которые не чувствует реальной самостоятельности, ни татары, требующие национальной обособленности. Последние, возвращаясь из Средней Азии, часто самовольно захватывали земли. И вот теперь власти Крыма угрожают им сносом, а татары в ответ – гражданской войной.

Земельный вопрос, похоже, испортил Крыму его юбилей. О том, что автономии – 20 лет, извещают лишь редкие плакаты на улицах Симферополя. Торжества скромные. Главная тема для разговоров – открытое и жесткое письмо премьера Крыма Василия Джарты лидеру крымско-татарского Меджлиса Мустафе Джемилеву.

Власть больше не намерена мириться с самозахватами, считая их дестабилизирующим фактором для национального согласия. "Я подготовил официальное письмо Джемилеву, чтобы начали самостоятельно разбирать самозахваты и освобождать территории. Других вариантов нет", – заявляет председатель Совета министров Василий Джарты.

Проблема бросается в глаза. Типичная картина для любого симферопольского пригорода: к дороге – что на Ялту, что на Севастополь – со склонов сбегают наспех возведенные домики из популярного в этих местах ракушечника. В одних живут, другие стоят пустыми – "столбят" территорию.

Активное освоение чужих земель возвращавшимися из Средней Азии, крымскими татарами стартовало еще в начале 90-х и до сих пор не может остановиться. В этому году общая площадь самозахватов, по официальным данным, достигла 3000 гектаров.

2008 год. Заповедное плато Ай-Петри. Судебные приставы от расплодившихся тут ресторанчиков, вставших в заповеднике без всяких разрешений, освобождали при поддержке бронетехники. Сам Симферополь тоже не раз напоминал театр военных действий. Отработанная тактика почти не давала сбоев. Сначала захват, потом требование дать разрешение, потом, если не дали, – столкновения.

А ведь крымская земля – это еще и огромные деньги за нее. На южном берегу цена за сотку доходит до десятков тысяч долларов. "Большинство случаев самозахвата – это взятки, – говорит политолог Михаил Погребинский. – После чего продажа этими самыми самозахватчиками уже за реальные, серьезные деньги земли кому-то заинтересованному. Остановить это без решительного ограничения коррупции невозможно".

При прежней власти в Киеве, когда лидер крымских татар Джемилев наладил отношения с Ющенко (давал в общинах хорошие цифры по голосованию за "оранжевых"), схема самозахватов работала безотказно. Но теперь прокуратура пытается отменить аж 119 судебных решений о легализации захватов. И лидеры Меджлиса начинают пугать. Может дойти до кровопролития. Особенно это реально там, где на участках уже построено жилье, и человек потратил все, что имел, на строительство.

Здания будут сносить вместе с людьми. Естественно, реакция будет непредсказуемая. В руководстве Крыма уже предупредили: каждый случай будут рассматривать отдельно. Сам же Джамилев сейчас не в Крыму – в Турции. В здание правительства автономии на переговоры к премьеру вместо него спешит другой меджлисовец – Чубаров.

Хватит ли у руководства крымско-татарской организации сил удержать ситуацию под контролем, или выгодным посчитают ее наоборот отпустить? Ведь в Меджлисе никогда особенно и не скрывали, что с автономией полуострова в нынешнем ее виде мириться не желают, согласны только на национально-территориальную, да и то – как на переходное решение к собственному государству.