"Сатисфакция" – поколенческий манифест. "Кино" с Антоном Долиным

"Сатисфакция" - фильм Евгения Гришковца. Даже можно сказать "кинодебют Гришковца", и ни для кого из людей, знакомых с творчеством многоликого драматурга, это не прозвучит удивительно. Он и чтец, и жнец, и на дуде игрец: сам пишет, сам ставит, сам разыгрывает на сцене, а еще выступает на телевидении.

"Сатисфакция" - фильм Евгения Гришковца. Даже можно сказать "кинодебют Гришковца", и ни для кого из людей, знакомых с творчеством многоликого драматурга, это не прозвучит удивительно. Он и чтец, и жнец, и на дуде игрец: сам пишет, сам ставит, сам разыгрывает на сцене, а еще выступает на телевидении, а еще пишет романы и повести, а еще в поп-группе поет – ну или читает тексты, кому как больше нравится. От театра до кино, еще и в теперешней России, вовсе полшага: Василий Сигарев и Иван Вырыпаев, ключевые фигуры молодой драматургии последних лет, этот путь уже проделали. Собственно, нюанс лишь один – режиссером "Сатисфакции" значится и, судя по всему, является Анна Матисон. В этом же – и основная проблема фильма. Дилетантизм режиссуры был бы извинительной мелочью, возьмись за постановку сам Гришковец: многофункциональность – оправдание для непрофессионализма, особенно если он превращен в осознанный прием. А так – попросту местами неумело и даже аляповато, что обидно. Но не слишком – потому что, вопреки всему, фильм сложился.

Главная причина – остроумный замысел и прекрасный текст, который тоже иногда звучит как что-то любительское. Но в этом случае уже наверняка речь идет о продуманной стратегии. Гришковец – мастер диалога, а в еще большей степени – виртуоз монолога. И парадокс в том, что диалог, на котором строится картина, и есть череда монологов: персонажи разговаривают, но, как правило, неправильно друг друга понимают. А иногда вовсе не слышат. Но – обо всем по порядку. "Сатисфакция" - история о современной дуэли. Двое дуэлянтов – это двое мужчин-соперников за столом одного ресторана. Причина спора – женщина, за которую они готовы сразиться. Оружие – алкоголь: кто кого перепьет. Оружие более важное и убийственное – слово: за выпивкой, по условиям дуэли, двое должны разговаривать, поднимая и развивая темы из заранее утвержденного списка. Старшего дуэлянта – оскорбленного и вызывающего соперника – играет сам Гришковец: он же сценарист и продюсер картины. Младшего – Денис Бургазлиев; на эту роль, говорят, хотели пригласить звезду, но не получилось. Наверное, к лучшему.

Гришковец вообще-то филолог и увлеченный читатель классики. В "Сатисфакции" он наследует не излюбленному сентименталистскому, а романтическому канону, беря за основу богатейшую традицию русской дуэльной литературы: "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени", "Отцы и дети" и "Три сестры", "Дуэль" и "Поединок" - список можно было бы продолжать до бесконечности. Дуэль – ситуация с человеком на краю, на грани или даже за гранью: экстремальная ситуация, в которой отпадает все то, за что Гришковца сегодня часто критикуют – гламур, позитив, хорошее настроение. Это не психологическая драма, а своеобразный поколенческий манифест: сперва прекраснодушный, к финалу – очень печальный. Правда, никак не справиться с мыслью, что на сцене "Сатисфакция" смотрелась бы лучше, чем на экране. Но поставить дебютное кино всего на двух персонажей – задача амбициозная и сложная, и то, что Гришковец за нее взялся, делает ему честь. Как дуэлянту, бросившему вызов заведомо непобедимому противнику. Между прочим, иногда таким отчаянным улыбается удача.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"