Новый взрыв поднял старые вопросы

Утром в Домодедово появляются первые живые цветы
Спецслужбы изучают доказательства с места теракта в аэропорту Домодедово. Параллельно идет анализ систем безопасности на транспорте. Официальные лица уже озвучивали признания о недостаточном контроле в столичных аэропортах, что и способствовало организации теракта.

Спецслужбы изучают доказательства с места теракта в аэропорту Домодедово. Достоверной информации об исполнителях преступления пока нет. Известно, что взрыв совершил террорист-смертник, однако, по последним неофициальным данным, экстремистов было двое. Следствие опрашивает свидетелей взрыва, которые, находясь в шоке, не смогли сразу дать внятных показаний. Параллельно идет анализ систем безопасности на транспорте. Официальные лица уже озвучивали признания о недостаточном контроле в столичных аэропортах, что и способствовало организации теракта. Свидетельства очевидцев и мнения экспертов - в материале корреспондента "Вести ФМ" Николая Осипова.

ТЕРАКТ В ДОМОДЕДОВЕ. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ

Изображение на камере нечеткое, взрыв зафиксировали системы наблюдения, но эпицентр находился в глубине кадра, разглядеть каждого человека (не то, что лица, но даже багаж в руках) трудно. Следствие анализирует съемки всех записывающих устройств, уже озвучена версия о смертнике, который взорвал себя в толпе среди встречающих и прилетевших пассажиров. Однако неофициально источники говорят о возможной сообщнице преступника. Они находились в зале рядом и вместе осуществили подрыв. Спецслужбы опрашивают свидетелей теракта. Артем был одним из первых, кто смог дать показания, поскольку отделался легкой контузией. В нашем утреннем эфире он также описывал события того дня:

"Я встречал человека из Дюссельдорфа, и произошел взрыв в центре зала, в десяти метрах от меня. Я видел человека с чемоданом, он подорвал то ли себя, то ли бомбу. Я был занят: набирал телефон, он был занят. Прогремел взрыв - я поднял голову, увидел что в центре зала стоит человек, чемодан огненный, и потом все погасло, мы отлетели".

Помощи поначалу не было никакой. Пострадавших выносили из зала выжившие сотрудники аэропорта, пассажиры и встречающие. Большая часть людей кинулась прочь, опасаясь повторного взрыва. Очевидцы говорят, что не видели поблизости милиционеров. "Скорая" приехала минут через пятнадцать. К тому времени зону уже локализовали. Те, кто потерял сознание в момент взрыва, очнувшись, увидели страшную картину:

"Тяжелораненые, которые умирали, лежали на полу - все комнаты были заняты; остальные ждали: кто без ноги, без руки перед входом, лежали, стонали".

Частично следствие реконструировало ситуацию. Преступник прошел в аэропорт со стороны автостоянки, то есть с левого крыла здания, в котором и прогремел взрыв, затем он поднялся в зону прилетов и затесался в толпе, после чего замкнул детонатор. Правда, в ряде источников появилась иная версия о некой женщине в черном, которой принадлежал взорвавшийся багаж. Показания очевидцев пока довольно разрозненные, не все еще пришли в себя от шока. Экспертам-криминалистам предстоит кропотливая работа: собрать улики на месте теракта, идентифицировать останки обладателя взрывчатки и его возможных сообщников, установить тип и происхождение бомбы.

Уже в первые часы после взрыва, появились сообщения о том, что спецслужбы располагали информацией об угрозе. Впрочем, официально это не было подтверждено, кроме того, подобные оперативные данные, как правило, весьма обрывочны. Предупреждения возникают по несколько раз в год, но на то, чтобы установить предполагаемое место и время совершения теракта, уходит время. Исходя из сводок происшествий последних дней, можно предположить, что спецслужбы буквально шли по следам террористов. В конце года на юго-востоке Москвы взорвалось строение в одном из спортклубов. Сработала бомба, погибла женщина, чей муж оказался боевиком с Северного Кавказа. Затем в другом городе удалось задержать сообщницу погибшей, предположительно женщин должны были использовать в качестве живых бомб, но теракт сорвался из-за случайного самоподрыва. Отсюда и могла появиться информация о готовящихся терактах, но опередить бандитов не получилось.

А, кроме того, сейчас не впервые в России встал вопрос о системах безопасности. Это преступление выявило слабое место столичных аэропортов. И пассажиры, и сотрудники Домодедова прекрасно знают о том, как осуществлялся контроль на входе в терминал. И это происходило во всех аэропортах Москвы. Сейчас повсеместно организован стопроцентный досмотр, но как все было до теракта, напомнит работник одного из офисов в зале прилета. Алексей сам оказался в зоне взрыва:

"Как бы системы есть, но ими не пользуется, то есть на входе есть лента, которая проверяет сумки, есть металлоискатель, но он просто есть".

На стадии разбирательства даже не сразу смогли выяснить, кто и за что отвечает в аэропорту. Службы безопасности Домодедова уверяют, что входная зона - это территория милиции. Именно сотрудники линейных ОВД ведут выборочный контроль. Проще говоря, захотелось проверить человека - проверили, не захотелось - пропустили. Отсюда вполне справедливое негодование людей, которые сталкивались с работой аэропортов, они высказывали свое мнение в нашем утреннем эфире. Один из слушателей сделал весьма меткое замечание - охрана, милиция предельно бдительно следят за парковками у терминалов. Ведь они приносят доход, никому не позволят задержаться лишнюю минуту, а в зал прилета тем временем спокойно проходит смертник. Мнение резкое, но выявляет приоритеты в работе тех, кто отвечает за безопасность:

"Они колотят бабки на том, что убирают машины с обочины, чтобы людей загонять на платную стоянку, как собак, как баранов. О какой безопасности можно говорить, если они занимаются не тем, чем надо?"

Оценку работе охраны и милиции дают не только в порядке частного мнения. В антитеррористическом комитете уже признали, что контроль был недостаточным, что и помогло экстремистам осуществить подрыв. Глава комиссии по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев с позиции депутата подтвердил то, что мог видеть каждый побывавший в московских аэропортах:

"Мы сейчас вот говорим о зале прилета, но и в зале вылета стоит это оборудование, стоят рядом сотрудники органов внутренних дел, конкретно транспортная милиция, и не осуществляют никакой досмотр".

Сейчас милиция организовала тотальный досмотр пассажиров. Территории, называемой "грязной зоной" внутри терминала больше не существует. Контроль начинается на входе, впрочем, насколько это гарантирует безопасность - вопрос. Очереди на досмотр за пределами аэропорта, как и любое скопление людей, остаются территорией повышенного риска. А ряд представителей силовых ведомств открыто признают - быстро и без толчеи пропустить весь поток людей невозможно чисто технически.

 Список пострадавших при теракте в Домодедове опубликован на сайте Минздравсоцразвития.

Читайте также по теме:

Террорист мог прилететь в Домодедово из Европы

В зоне прилета людей встретила смерть. "Утро с Владимиром Соловьевым"

Взрыв в Домодедове напомнил события в московском метро