Оппозиция Польши не успокоится по поводу доклада МАК

Россия и Польша договорились продолжать сотрудничество в расследовании обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском. Накануне состоялся телефонный разговор между главами МИД обеих стран – Сергеем Лавровым и Радославом Сикорским.

Россия и Польша договорились продолжать сотрудничество в расследовании обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском. Накануне состоялся телефонный разговор между главами МИД обеих стран – Сергеем Лавровым и Радославом Сикорским. Между тем польская оппозиция не оставляет попыток провести через парламент резолюцию, критикующую доклад Международного авиакомитета о причинах трагедии.

Заседание законодательной комиссии – это вторая попытка польских правых. Спорную резолюцию уже пытались вынести на голосование в парламенте на прошлой неделе, тогда Сейм решил повременить.

Документ, который партия Ярослава Качиньского предложила принять парламенту, многим другим депутатам не понравился еще до его рассмотрения. "Право и справедливость" сейчас в оппозиции, и правящему большинству текст резолюции показался излишне агрессивным и даже провокационным.

Но "Право и Справедливость" – партия Ярослава Качиньского – пошла по привычному пути. Опять горячие дебаты, опять громкие слова.

"Наша резолюция подтверждает, что российский отчёт не отражает правды о причинах аварии под Смоленском. По нашему мнению, польский парламент должен выдвинуть серьёзное возражение против российского доклада, согласно которому вся вина за аварию лежит на польских пилотах и пассажирах борта номер один, а российская сторона никакой ответственности не несёт", – заявил член партии "Право и справедливость" Антони Мацеревич.

В катастрофе под Смоленском Ярослав Качиньский и его окружение обвиняют Россию. Версии звучат разные – это было едва ли не покушение, трагедию подстроили, а туман искусственного происхождения на аэродром Северный напустили специально.

Депутат Сейма Польши, замглавы парламентской комиссии по международным делам Тадеуш Ивиньский, считает: "Это абсурдные обвинения. Все разговоры о заговоре только ли российском или о заговоре России и польского правительства, это мнение только крайних сил, но у меня это вызывает опасения".

Но со стороны правых – это на полном серьезе. Осенью выборы в парламент и в разговорах об апрельской трагедии все меньше деликатности, все больше политических заявлений. Поэтому многие польские журналисты ведут собственные расследования. Гжегож Собчак, главный редактор журнала "Крылья Польши", сам бывший летчик, ситуацию знает изнутри. Говорит, пилотов, умеющих управлять Ту-154, в Польше так мало, что если болел кто-то из экипажа спецполка, полет президента мог быть сорван. Симуляторов Ту-154 в Польше вообще нет, учиться ездили в Россию. И не так часто как хотелось бы.

"Катастрофа в Смоленске – это очередная катастрофа, которая показала, что уровень подготовки пилотов в польской военной авиации систематически падает. Одной их причин является отсутствие дисциплины или легкомысленное отношение к дисциплине, а второе, это недостаточная подготовка экипажей", – говорит главный редактор журнала "Крылья Польши" Гжегож Собчак.

В середине 90-х польским вооруженным силам не хватало финансирования: многие опытные летчики из армии ушли. Сейчас зарплата военного пилота в Польше в 4-5 раза ниже, чем в гражданской авиации. В спецполку многие часто оставались для того, чтобы рано уйти на пенсию, а потом в частные компании, где дисциплина гораздо жестче. За попытку сесть в таких условиях любого гражданского пилота бы уволили. До катастрофы Ту-154 в тумане приземлился другой польский самолет Як-40 с журналистами на борту. Об этом немного говорят, но та посадка тоже чудом не закончилась трагедией.

Гжегож Собчак: "Хорошим примером отсутствия взаимопонимания является посадка Як-40. Наш министр Миллер об этом не упомянул, но пилот в этом случае явно нарушил правила. Хоть он и имел право самостоятельно принять решение о посадке, он все-таки нарушил процедуры, потому что он получил команду ухода на второй круг".

В Польше спорят о том, почему пилоты президентского самолета не ушли на второй круг. По словам Гжегожа Собчака, есть стандартная процедура: если на так называемой высоте принятия решения пилот видит землю – садится, нет – прерывает посадку. Здесь важно взаимодействие экипажа: кто следит за землей, кто отдает команды. В записях с черных ящиков польского борта номер 1 такого диалога вообще нет.