Тема:

Переименование милиции 93 месяца назад

Госдума поддержала поправки в закон "О полиции"

Госдума поддержала при рассмотрении во втором чтении поправки к президентскому законопроекту "О полиции". Всего в документ будет внесено 144 изменения, еще почти 400 предполагается отклонить.

В целом корректировки не затронули основных положений проекта, однако ряд изменений носят отнюдь не формальный характер.

В перечень основных направлений деятельности полицейских включена экспертно-криминалистическая работа. Во избежание дублирования функций ФМС поправками уточняется, что полиция не "осуществляет контроль", а лишь "участвует в осуществлении контроля" за соблюдением мигрантами правил пребывания, въезда и выезда из РФ.

Создаваемая структура сможет привлекать внештатников к сотрудничеству только с их согласия. Оговаривается, что задержанный "имеет право на один телефонный разговор", а не звонок, чтобы уведомить своих близких. Позвонить по просьбе задержанного сможет сотрудник полиции.

Между тем, этой возможностью не смогут воспользоваться лица, совершившие побег из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, уклоняющиеся от отбывания наказания или от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, либо находящиеся в розыске.

Еще одна предлагаемая корректировка уточняет положение о том, что перед тем, как войти в жилое помещение, полицейский будет обязан уведомить находящихся там граждан об основаниях входа. Однако сделано исключение для случаев, когда промедление "создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия".

Более того, из списка оснований для проникновения стражей порядка в дома граждан исключается возможность заходить туда "для установления обстоятельств совершения преступления", однако сохраняется право войти, чтобы изучить обстоятельства несчастного случая.

Также из законопроекта изымается превентивная норма о том, что в "предупреждении налоговых преступлений" полицейские смогут "запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юрлиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица".

Эти полномочия у них сохранятся лишь при "выявлении и пресечении" таких деяний, передает ИТАР-ТАСС. Одновременно текст дополняется положением о том, что результаты мониторинга общественного мнения о деятельности полиции "регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан" через СМИ и Интернет.

Если в изначальной редакции говорилось, что общественные советы при территориальных органах полиции "формируются в порядке, определяемом руководителем МВД", то в нынешней версии этого положения нет.

В итоговом варианте лишь говорится, что "общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан РФ, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом президентом РФ".

Таким образом, полномочия главы государства будут распространяться и на порядок формирования региональных общественных советов при органах полиции.

В беседе с журналистами заместитель председателя думского комитета по законодательству Андрей Назаров обратил внимание, что "впервые в истории России вся деятельность стражей правопорядка будет регулироваться нормами закона прямого действия, а не подзаконными актами, продиктованными ведомственными интересами".

"Это, кроме всего прочего, означает, что президент России, опираясь на парламент и вместе с Федеральным Собранием, берет на себя политическую ответственность за будущую работу полицейских", - считает он.

"С точки зрения качества законодательства, закон прямого действия позволяет именно субъектам законодательной инициативы - президенту, правительству, регионам и парламентским фракциям - в дальнейшем корректировать нормы в зависимости от результатов, - считает парламентарий. - То есть ведомственные интересы отдвигаются в сферу более точного исполнения норм закона и выявления его узких мест, а не будут подменять политические институты общества".

"Поэтому и политики, и общество имеют все основания для оптимистического взгляда в будущее новой российской полиции, поскольку у общества в целом и у экспертного сообщества появляются серьезные рычаги политического влияния на правоохранительную систему", - убежден Назаров.

Сегодня