Юрий Мамлеев мечтает об инопланетной России. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

В новом романе прекрасного писателя Юрия Мамлеева он старается, как и в первых своих вещах, сочетать тонкий язык, жесткую достоверность и запредельную метафизику. И все-таки – это местами философский, местами социально-исторический текст, а художественная реальность – здесь только фон.

Юрий Мамлеев. "Империя Духа". Terra Foliata. 2010 год.

В новом романе прекрасного писателя Юрия Мамлеева он старается, как и в первых своих вещах, сочетать тонкий язык, жесткую достоверность и запредельную метафизику. И все-таки – это местами философский, местами социально-исторический текст, а художественная реальность – здесь только фон.

Действие нового романа Мамлеева происходит в Москве 21 века. В центре романа – кружок эзотериков, сложившийся вокруг мистика Александра Меркулова, мастера видеть иные миры. Миры отличаются от нашего, прежде всего, духовными свойствами, живущие там обладают способностями, которые не доступны землянам. Что-то создано по ошибке, и оттого наиболее привлекательно.

"То, что у нас невозможно, там – норма. И миры тоже там проявлялись, в этой полубезумной вселенной, несущейся, как лошадь, оседланная Великим Неизвестным".

В романе есть неожиданное прозрение. Мамлеев с присущей ему страстью к острой фантасмагории вдруг предполагает, что Россия не одинока. В непостижимо далеких, отсеченных от нас мирах есть аналоги земных территорий. Значит, там есть и своя Россия. Свои России. Прокляв земную юдоль, и полетев прочь на космической карете, ты все равно будешь притянут Россией, пускай небесной, потусторонней. В романе Мамлеева большое количество диалогов и говорящих фамилий – Сугробов, Шумов, Строгов. И в каждой реплике, короткой и отточенной, звучит будто бы заклинание. По сути, книга заполнена отрывистыми, немного загадочными лозунгами.

"Мы непредсказуемы, и потому нас не раздавить".

Но Мамлеев несомненно умышленно культивирует загадочность. Однажды он сказал, что образ идет дальше, чем мысль. Хотя все мысли в книге ясны, некоторая очаровательная туманность, вздохи вместо интеллектуального потока, создают впечатление именно что образности, даже поэтичности. Ведь и лозунг может быть таинственным шифром.

Дикие сцены и картины современной жизни даются в романе вспышками, словно адский огонь бросает короткие отблески. Автор увлечен другим – верой в лучшее. Вера в то, что если Россия останется сама собой, то ничего ей не грозит, переливается со страницы на страницу. Эта вера то трогательно-мещанская, бытовая, то совершенно внеземная, литургическая.

Один из сюжетов романа – поиск средств для больной девочки. Удается прорвать информационную блокаду (символичное событие) и, к счастью, деньги начинают поступать. Герой Сугробов убеждает больную девочку, что "жить так же интересно, как и умереть". В этом весь Мамлеев! Большая часть его прежней прозы – яркой и умопомрачительной – была про сладкий интерес умирать. С недавних пор он взялся за гораздо более трудную и неблагодарную тему – света и надобности "жить, жить и жить, во что бы то ни стало".

Из этого приятия жизни растет и оптимизм в отношении будущего страны. Именно концепция мамлеевской России Вечной оправдывает и объясняет любые страдания и безумства, выпадающие ей. Иначе и быть не может – с благословенной родиной, где свобода дается через боль, свищет ветер, кричат и поют, глотают обжигающие напитки, и создают великое искусство. И постоянно мечтают.

Разумеется, для европейских критиков Юрий Мамлеев, несмотря на его почтенный возраст, - это пылкий мечтатель. И книга его для мечтателей. Но для мечтателей – значит для реалистов, если переводить с французского на русский.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вести ФМ"