Египетским демонстрантам не хватает лидера

Новость недели – массовые антиправительственные выступления в Египте, которые уже вынудили президента Мубарака отправить в отставку правительство во главе с премьером Ахмедом Назифом. Но манифестанты по-прежнему настаивают на отставке самого президента.

Новость всей этой недели – массовые антиправительственные выступления в Египте, которые уже вынудили президента Мубарака отправить в отставку правительство во главе с премьером Ахмедом Назифом. Но манифестанты по-прежнему настаивают на отставке самого президента. Каир, Александрия, Суэц – во власти уличных беспорядков. В столице – фактически безвластие.

Это была людская река: ни поставленные поперек набережной БТР, ни танки, ни бойцы президентской гвардии не могли, да и не хотели препятствовать устремившимся к центру Каира людям. Фотографировали, жали руки, ставили на броню детей. Они, дети, женщины, старики своим присутствием по сути исключили, сделали невозможным применение оружия, хотя приказ о его применении в случаях беспорядков был отдан.

Вряд ли власти могли ожидать, что желание отправить Хосни Мубарака в отставку сумеет собрать вместе несколько сот тысяч человек из нищих окраин. Здесь не обсуждались кандидатуры новых членов кабинета, здесь требовали низложения единственного человека, стоящего у руля с 81 года.

Когда люди собирались на площадь Тахрир, сам 82-летний Мубарак формировал состав своего нового правительства. С кем и где проводились консультации, неизвестно. Накануне в полночь в первом телеобращении к нации за все время кризиса Мубарак намекнул на предстоящие реформы. Но о досрочных выборах, переговорах с оппозицией или о собственном нежелании избираться на новый президентский срок в сентябре этого года речи не было.

30 лет не менявшийся президент отправил в отставку своего сверстника, четверть века не оставлявшего премьерский портфель Ахмеда Назифа.

"Он издевается над нами, это он должен наконец уйти, и мы не уйдем отсюда, пока Мубарак на уйдет из своего дворца", – возмущается один из уличных манифестантов.

В толпе демонстрантов очевидно не хватало лидеров. Люди подняли на руки и как мессию, ликуя и скандируя, несли на площадь армейского капитана, заявившего о своей солидарности с народом. Прогремевший накануне перед европейскими СМИ, прилетевший из Вены официальный оппозиционер Мухаммед эль-Барадеи, 25 лет проживавший за пределами Египта, так и не вышел из-под домашнего ареста. Хотя даже из оставленной охраны Каирской тюрьмы вырвались на свободу радикальные исламисты из запрещенных "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ).

"Только волей Всевышнего и законом Корана можно устроить нашу жизнь. Египет должен и будет жить по законам Шариата", – говорит один из представителей этой религиозно-политической ассоциации.

Группа женщин демонстративно собирала уличный мусор, показывая, что и без власти оппозиция сможет обеспечить чистоту и порядок в 18-миллионном городе. На площадь Тахрир, где бушевало людское море, пришла информация о стрельбе и жертвах в Суэце. Толпа полыхнула, как порох, молодежь попыталась взять штурмом многоэтажное здание МВД. Полиция открыла огонь на поражение.

Трое убитых, новые жертвы, сведения о количестве которых расходятся на порядок. По данным государственного египетского телевидения, за все время противостояния погибли 35 человек, 10 из них – полицейские. Но лишь одна из каирских больниц сообщила, что только этой ночью туда привезли 30 безжизненных тел. Зыбкое равновесие сохраняется, развязка близка.