Россия и Польша "заехали" в тупик

Автоперевозчики Польши и России не могут договориться о выдаче одноразовых лицензий на осуществление перевозок. Поляки давно доминировали на этом рынке. Они осуществляли две трети двухсторонних перевозок грузов между Россией и Польшей, а также значительную часть грузов из третьих стран в Россию.

Россия и Польша не выдали друг другу разрешения на транзитные автоперевозки по своим территориям в 2011 году. О чём идёт спор между российскими и польскими автоперевозчиками, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Людмила Львова.

Спор между двумя хозяйственными субъектами почти всегда идёт о деньгах. Так и в данном случае. Автоперевозчики Польши и России не могут договориться о выдаче одноразовых лицензий на осуществление перевозок. Поляки давно доминировали на этом рынке. Они осуществляли две трети двухсторонних перевозок грузов между Россией и Польшей - более 100 тысяч рейсов в год, а также значительную часть грузов из третьих стран в Россию. Председатель польского отделения Международной ассоциации автоперевозчиков Ян Бучек считает подобное положение вполне нормальным.

Но здесь необходимо существенное уточнение: для российского транспорта перевозки внешнеторговых грузов из стран Западной Европы в адрес российских получателей являются обычными двухсторонними перевозками, а для поляков - это работа на так называемом рынке "третьих стран", не имеющая отношения к обслуживанию потребностей внешней торговли своей страны. Желание россиян самим обслуживать свой рынок, в общем-то, понятно, тем более что для этого имеются все технические возможности. Понятно и стремление польской стороны сохранить выгодный бизнес на соседней территории.

Обращение к Европейской комиссии полякам не помогло. Европейские чиновники сухим канцелярским языком объяснили, что "Еврокомиссия не является одной из сторон в этом двухстороннем договоре, не участвует в многостороннем договоре Европейской конференции министров транспорта и не имеет компетенции вмешиваться в данный двухсторонний спор". Срок действия прежних договорённостей завершился в полночь 16 января и сейчас на границах России с Белоруссией, Украиной, Литвой, Латвией и Эстонией застряло более тысячи российских грузовиков. Убытки от простоя -150-200 евро в день, причём не только для автофирм, но и для потребителей грузов.

Альтернативные маршруты через Украину, порты Прибалтики и Санкт-Петербурга удлиняют дорогу на 1-2 дня, что также отзовётся на стоимости как импорта, так и экспорта. Конфликтом воспользовались более дорогие грузоперевозчики Литвы и Германии, и это неизбежно повлияет на ценообразование товаров, поставляемых в Россию. Вся надежда на разрешение спора во время очередной, уже третьей в нынешнем году встрече конфликтующих сторон, не в Варшаве или Москве, как было ранее, а на нейтральной территории, в Париже.