Может ли Египет рассчитывать на кого-то лучше Мубарака? Реплика Александра Привалова

В Египте разъярённые толпы требуют перемены власти. И по-видимому, Хосни Мубараку, почти тридцать лет правившему страной, и вправду придётся уйти. Но так ли плох был Мубарак, и какие неприятные для самого Египта и для всего мира перемены могут наступить с его отставкой?

В Египте, где разъярённые толпы требуют перемены власти, каждый день происходит что-нибудь новенькое. Вот в понедельник проклинаемый улицей президент Мубарак впервые выразил почти прямое согласие на диалог с бушующей оппозицией. Новому правительству страны, в понедельник же приведённому к присяге, президент поставил задачу "вернуть уверенность египетской экономике" и сформулировать экономическую политику, "отвечающую нуждам народа".

Но этот шаг навстречу оппонентам прозвучал неуместно и жалко. Оппозиция приняла его с таким же презрительным смехом, как несколько дней назад – отставку правительства. Этого мало, это делается поздно, и вообще – от тебя не нужно уже ничего: уходи. Сейчас на примирительные слова президента лидеры оппозиции ответили обещанием бессрочной общенациональной забастовки и маршем протестующих на Каир.

По-видимому, Хосни Мубараку, почти тридцать лет правившему страной, и вправду придётся уйти, причём как-то совсем непочётно. О том, что и внутри самой власти это соображение воспринимается очень всерьёз, можно судить по такому факту, как бегство наследника. В первые же сутки, как стало ясно, что дело пошло дальше локальных беспорядков, сын президента (и его планируемый преемник) Гамаль Мубарак забрал семью и уехал в Лондон.

Армия традиционно поддерживает президента, тем более что он сделал весьма разумный шаг. Мубарак быстро назначил вице-президента – очень уважаемого в войсках генерала Омара Сулеймана. Ему армия, несомненно, будет повиноваться, но никто не возьмётся сказать, до какого предела. Судя по некоторым новостям, этот предел не так уж далёк: рассказывают, что солдаты и даже офицеры выражают на словах поддержку оппозиционных лозунгов. Поэтому никак нельзя исключить, что генерал Сулейман предпочтёт – или, если угодно, будет вынужден – взять верховную власть в свои руки. Хотя бы в качестве временной меры.

Конечно, многолетний президент Египта – ни по какому счёту не ангел: и коррупция при нём цвела поистине восточным цветом (хотя не нам бы про это вспоминать), и с неугодными политическими силами разговор у него был, на иной взгляд, слишком уж коротким. Но если говорить не об отвлечённых мечтаниях, а о реальной жизни, не очень понятно, мог ли у этой страны, отягчённой гигантскими проблемами, быть президент существенно лучше.

Да, он не решил проблем нищеты и безработицы, но экономический рост при нём наблюдался достаточно высокий – на существенно больший просто не было ресурсов. Что же касается внешнего мира, то для него Мубарак был хорош полной стабильностью и предсказуемостью политики. Египет Мубарака был верным союзником своим союзникам – и важнейшим столпом какого-никакого мира на Ближнем Востоке. Каким будет Египет после Мубарака? Очень хотелось бы ошибиться, но столпом мира он более не будет.

Расчёты Мубарака на сына-преемника явно рухнули. Светская оппозиция в Египте ещё мельче, чем в Белоруссии. Исламисты мудро держатся в тени, но при первой же возможности захватят ровно столько власти, сколько им позволят светские силы. Если те будут неосторожны, захватят всю власть.

Например, вброшенный Западом в гущу мятежа амбициозный и не имеющий в стране серьёзной команды аль-Барадеи может стать идеальной ширмой для исламистов. Что тогда будет, лучше не задумываться. Поэтому бессмысленные восклицания Обамы и Клинтон, по существу сдавших своего верного союзника на произвол судьбы, производят совсем уж дикое впечатление. "Мы считаем, что власть должна быть передана цивилизованным путем", – сказала Клинтон.

"Кроме того, мы надеемся, что в результате изменений ожидания людей не будут обмануты, и не будет установлен антидемократический режим правления". Та же самая песня: нам не важен смысл, нам важна форма. Пример свободных палестинских выборов, приведших к власти ХАМАС, с которым с тех самых пор неизвестно, что делать, ничему американцев не научил. Они и тут будут гнуть туда же и приведут Египет ровно в тот же рай, куда уже привели Афганистан, Ирак и сектор Газы. Только последствия будут много масштабнее и потому много неприятнее.

"Это только начало", – восклицают энтузиасты, радуясь победам египетского народа. Да, только начало. В самом Египте – после того, как мародёры разнесли большинство магазинов, а в оставшиеся выстраиваются немыслимые очереди – голод и убийства только начались. Да и вокруг Египта много стран, где очень давно правят очень не безгрешные правители. И в этих странах тоже сработали и кризис, и продовольственная инфляция. И в этих странах тоже работают внешние провокаторы – например, проводя обучающие семинары для оппозиции. Так что любители посмотреть по телевизору мятеж имеют все шансы увидеть ещё не одну серию своего любимого зрелища. Жаль только, что цена его может оказаться запредельно высокой.