Премьер призвал не спешить со школьной реформой

Владимир Путин призвал Министерство образования не спешить с введением новых стандартов школьного обучения. По мнению премьера, изменения такого фундаментального значения для будущего страны нужно хорошо подготовить, основательно обсудить, и только потом "принимать на ясном глазу".

Владимир Путин призвал Министерство образования не спешить с введением новых стандартов школьного обучения. По мнению премьера, изменения такого фундаментального значения для будущего страны нужно хорошо подготовить, основательно обсудить, и только потом "принимать на ясном глазу". Законопроект уже вызвал настоящую бурю споров и протестов.

ОБЖ, физкультура, некая дисциплина под названием "Россия в мире" и так называемый "индивидуальный проект" – это те 4 обязательных предмета, по которым Министерство образования предложило образовывать старшеклассников. Остальные уроки – на выбор.

Гневная реакция школы, в том числе высшей, последовала незамедлительно. Мало кто хочет в эпоху знаний выпускать крепких, но недалеких ребят. Дискуссия сегодня развернулась и на заседании президиума правительства.

"Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физическую культуру единственным образовательным предметом в школе, то мне кажется, они перестарались, – отметил премьер-министр. – У юристов это называется эксцесс исполнителя".

"Обязательных предметов будет не меньше 10, но речь идет о том, что есть несколько предметов, вот, в частности, ОБЖ и физкультура, которые обязательны для любого направления, независимо от того, какое направление образования для себя выбрал школьник, – считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – Остальные предметы школьник может в большей степени выбирать сам".

Авторы столь неожиданного списка приводят аргументы: дисциплины универсальные, пригодятся всем. ОБЖ – потому что время неспокойное. Физкультура научит работать в команде и добиваться успеха. Чему научит предмет "Россия в мире" – пока не знают даже идеологи столь радикальных перемен. Ясно только, что в нем будет всего по чуть-чуть: что-то от истории, что-то от географии, что-то от литературы. В более-менее полном объеме эти предметы значатся только как дополнительные.

"Что бы он не выбрал, будет включено изучение отечественной русской литературы, обязательно будет изучение математики, естественных наук, но при этом, в зависимости от того, кем видит себя школьник, изучение это может быть на несколько разных уровнях", – поясняет Андрей Фурсенко.

"Школьник – это еще даже не студент, – заметил на это Владимир Путин. – И в таком возрасте человеку подчас трудно принять окончательное решение. Поэтому мы не будем подменять собой специалистов, экспертов, но вопросы такого фундаментального значения для будущего страны, конечно, должны самым широким, открытым образом обсуждаться с экспертным сообществом, с общественностью, а потом уже может быть эксперименты какие-то нужно провести. Вообще спешить с такими фундаментальными изменениями нельзя. Нужно подготовиться, как следует, и на ясном глазу принимать такие решения".

Одна из основных претензий критиков реформы – дополнительным объявлено, пожалуй, самое что ни на есть универсальное знание – знание государственного языка. Если стандарты одобрят, старшеклассник должен будет выбрать не больше семи предметов, и не факт, что выберет русский язык. Не факт, что вообще эти стандарты одобрят, произнес в итоге министр Фурсенко. "Начало апробации этих стандартов будет не раньше, чем с 1 сентября 2013 года, не раньше, – подчеркнул он. – Может быть, позже. А в полной мере введение будет не раньше, чем в 2020 году".

"Главное здесь так же, как у медиков, – не навредить, – резюмирует Путин. – Понятно, что изменения нужны, но они должны быть хорошо проработаны и апробированы сначала".

Возможно, теперь проработка пойдет как-то иначе. Во всяком случае, внимание этому обеспечено.