Александр Проханов: церковь расширяет свое влияние на фоне деградации всех институтов

Духовенству Русской церкви разрешили участвовать в выборах в исключительных случаях, но без вступления в партию. Что это за исключения из правил, при которых духовенству разрешено баллотироваться в Госдуму, "Вести ФМ" узнали у писателя-публициста Александра Проханова.

Духовенству Русской церкви разрешили участвовать в выборах в исключительных случаях, но без вступления в партию. Такое решение принял Архиерейский Собор, заседание которого проходит в эти дни в Москве. Что это за исключения из правил, при которых духовенству будет разрешено баллотироваться, например, в Государственную думу или в региональные парламенты? "Это необходимость противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным", - это я цитирую, - стремящимся использовать выборную власть для борьбы с православной церковью". Для меня какая-то размытая формулировка, попытаемся сейчас все уточнить. С комментариями для радио "Вести ФМ" - писатель-публицист, политический деятель, главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов. 

"Вести ФМ": Александр Андреевич, здравствуйте!

Проханов: Добрый день!

"Вести ФМ": Вы с воодушевлением восприняли новость с Собора Архиерейского?

Проханов: Просто с ликованием, да. Я заказал трапезу такую благую и сижу – наслаждаюсь.

"Вести ФМ": Вам воздастся, бесспорно. А в чем, собственно, радость ваша?

Проханов: А радость в том, что я приветствую экспансию Церкви за пределы монастырей и церковных оград в наше падшее, гибнущее общество, потому что Церковь, какие бы нарекания на нее не возводились, она несет в себе элемент небесного, очистительного, нравственного, высокого, Божественного. И приход Церкви в политику, в общих словах, приход Церкви в Думу, где наши законы чудовищно рациональны, двухмерны. Их проверяют только на одно - антикоррупционность, да и то не всегда. Их теперь, если там будут заседать представители Церкви, монахи или белое духовенство, будут проверять на соответствие Христовым заповедям, то есть высшим представлениям о добре, нравственности, красоте. Я считаю, что это большое благо.

"Вести ФМ": Александр Андреевич, но ведь Церковь у нас по Конституции отделена от государства, вы здесь не видите противоречия никакого? Все-таки все должны заниматься своим делом?

Проханов: Вы знаете, да, наверно, садоводу, который сажает цветы, запрещен вход в супермаркет. Конечно, пусть сидит на своей грядке. У нас Церковь отделена от государства, но отдельные представители, граждане наши, они являются членами нашего социума и они вправе использовать все конституционные права и возможности. Отделение Церкви от государства означает только одно - государство не патронирует Церковь, не помогает ей деньгами, но государство и не гонит Церковь, не эксплуатирует Церковь в интересах сиюминутного. Повторяю, Церковь расширяет свои возможности. Она единственная структура сегодня, в которой присутствует энергия, она расширяет свое влияние на фоне деградации всех институтов, всех форм, поэтому приходит в культуру, в идеологию. Она должна прийти и в политику, я в этом не вижу ничего ужасного, просто вот эти оговорки, которыми сопровождаются такие решения, мне кажутся несколько условными, даже смехотворными. Всегда можно истолковать нынешний момент как момент грозящий расколу Церкви, потому что расколы Церкви начали грозить с момента образования Церкви Христовой. Пусть идут. Я помню, когда я в Верховном Совете до того, как Ельцин расстрелял Верховный совет из танков, там были церковники, там были батюшки, там было белое духовенство, были монахи, ходили крестными ходами, когда оцепили Дом советов. Это был благой всенародный соборный форум. 

Полностью интервью с Александром Прохановым слушайте в аудиофайле.