Счётная палата России разбирается, куда из бюджета Москвы ушли 215 миллиардов рублей, предназначенных на содержание столичного транспорта. Нарушения именно на такую сумму вскрылись при проверках. Аудиторы отмечают: нельзя говорить однозначно, что все эти деньги украли, но часть действительно растворилась в воздухе.
Половина всех денег, направленных на транспортный комплекс Москвы, истрачена с нарушениями. Немыслимая сумма – 215 миллиардов рублей – за три года. Даже аудиторы Счётной палаты с их крепкими нервами явно под впечатлением.
"Беспрецедентная сумма. Мы шокированы такими объёмами", – говорит аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин.
В Счётной палате, правда, подчеркивают: называть хищениями это нельзя, деньги тратились по назначению, но не всегда по правилам, прописанным в законе. Зачастую это связано с несовершенством самого законодательства. Впрочем, есть строка, вызывающая у аудиторов однозначные подозрения – свыше 10 миллиардов рублей использованы нецелевым образом на авиакомпанию правительства Москвы "Атлант-Союз". Почти миллиард из этой суммы предназначался на закупку новых самолетов. Лайнеров в итоге нет, денег – тоже.
"Мы констатируем факт, что судов нет. Видим, что деньги ушли в офшор. А куда они пришли, мы констатировать не можем", – объясняет председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских.
Причем остальные 9 миллиардов рублей нецелевого использования тоже истрачены "Атлант-Союзом". И больше подобных злоупотреблений в транспортном комплексе аудиторы не нашли. Что, конечно, немало удивило.
В других московских компаниях с деньгами тоже обращались весьма вольготно, но аудиторы не расценивают эти действия как нецелевое использование. Они лишь привлекают внимание властей и правоохранительных органов к тому, что явно что-то не так. К примеру, в метрополитене, где стоимость возведения станций и прокладка тоннелей растет год от года.
"Станция "Кожуховская" построена дороже на 220%", – говорит Виктор Двуреченских.
Причем подозрения вызывают и расценки на рекламу, которой буквально увешан метрополитен. Денег на этом явно можно зарабатывать больше, чем провозглашается руководством подземки.
Так что претензий к начальнику Московского метрополитена Гаеву стало еще больше, а ведь массу претензий уже озвучила и Генпрокуратура. Логичен вопрос: не отправят ли его в отставку?
"Решение будет принято по материалам, которые сегодня озвучивались, причём скоро", – пообещал заместитель московского мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов.
Материалы проверок Счётная палата собирается направить в Генпрокуратуру. Именно ей решать, как оценивать московские финансовые нарушения. Но уже сейчас ясно: по некоторым эпизодам Уголовный кодекс точно предусматривает наказания.