В России ищут новые пути преодоления ксенофобии

В то время как в Западной Европе говорят о провале проекта построения мультикультурного общества, в России ищут новые пути преодоления ксенофобии. По данным СМИ, на этой неделе состоится заседание президиума Госсовета. Обсуждаться будет вопрос: как отделить этническую принадлежность от гражданской?

В то время как в Западной Европе говорят о провале проекта построения мультикультурного общества, в России ищут новые пути преодоления ксенофобии. По данным СМИ, на этой неделе состоится заседание президиума Госсовета. Обсуждаться будет вопрос: как отделить этническую принадлежность от гражданской? Подробнее об этом – корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Власти могут взять курс на формирование национальности "россиянин", пишет газета "Ведомости". Это должно помочь укреплению единства и в борьбе с ксенофобией. Предлагается, чтобы жители нашей страны на вопрос о том, какая у них национальность, отвечали: "россиянин". В СМИ уже окрестили это возвращением к коммунистическому прошлому, когда у нас (по крайней мере, на уровне идеологии) создавалась единая нация - советский народ. Впрочем, член Общественной палаты Николай Сванидзе думает, что это не так и что советский опыт здесь ни при чём.

"Мы были все советские люди, но была так называемая пятая графа в паспорте, в которую вписывалась этническая принадлежность. И поэтому ответ на вопрос о национальности был вполне с этнической нагрузкой", - говорит Сванидзе.

Николай Сванидзе поддерживает идею гражданской национальности, ссылаясь на мировой опыт.

"На самом деле во всем цивилизованном мире этническая идентичность официально отсутствует. На мой взгляд, это шаг в правильном направлении. А там дальше, внутри семьи, ты можешь исповедовать любую культуру, любую религию, естественно. Но ты россиянин - это будет для тебя важно", - говорит Сванидзе.

Не все разделяют подобный подход. По мнению руководителя отдела социологии Института общественного проектирования Михаила Тарусина, идея гражданской национальности может найти поддержку только у русских.

"Это мне напоминает попытку сделать из нас Иванов или кого-нибудь еще, не помнящих своего родства. И если жителей России из числа 85%, которые считают себя русскими, может быть, и удастся уговорить, то других, из числа оставшихся 15%, уговорить довольно сложно, потому что это люди, которые привыкли помнить свои национальные корни", - отмечает Тарусин.

Объединить население страны в единую нацию "россиян" пытались еще в начале 90-х годов. Тогда из паспорта исчезла графа "национальность". Однако термин "россияне", столь любимый президентом Борисом Ельциным, так и не стал в массовом сознании реальным национальным самовыражением.