Урок авангарда

В столичном Центре образования №109 проходит выставка "Спальный район". В школьных коридорах выставлена современная живопись, скульптура и инсталляции. В проекте приняли участие 58 художников.

В столичном Центре образования №109 проходит выставка "Спальный район". В школьных коридорах выставлена современная живопись, скульптура и инсталляции. В проекте приняли участие 58 художников.

Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек – в этой столовой детский стишок приобретает буквальный смысл. Своего "Жорика" Настя слепила из яблок и моркови.

"Это ученик, который сидит на уроке, ему ничего не хочется делать, он слушает музыку, ну и смотрит куда-то вдаль", – объясняет девочка.

На такой "урок труда" школьников вдохновили 58 современных художников. В окружении их смелых творений ребятам предстоит учиться две недели. Именно столько длится выставка "Спальный район" в Центре образования №109.

"Я, конечно, это искусство не понимаю, но мне нравится, что тут сделали", – говорит один из учеников.

Камин в раздевалке, револьверы в интернет-классе или "компьютерный гриб" в лаборантской шокировали бы директора любой средней школы, но только не Евгения Ямбурга, который провокацией ударил по консерватизму системы образования, повторяя: не научившись ценить авангард – не понять и классику.

"Наша недоразвитость связана с тем, что сужена панорама. Отсюда большие беды, – считает директор Центра образования №109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. – Я видел "Экономику для малышей". Уже не "Мойдодыра" читаем, а о том, как мишка стал бизнесменом и как он торговал мёдом. Там такие загадки: "Как на свете то зовется, что за деньги продается. Это не чудесный дар – называется товар". Жуть! Как будто все этим меряется! Вот этот лишний прагматизм и приводит к бескрылости, к отсутствию креативности".

Проект "Спальный район" основан на принципах public art. Это распространенная в Европе и Америке практика – показывать объекты современного искусства за пределами галерей. В России перенять ее принципы пока рискнула только художница Марина Звягинцева. Она привлекла единомышленников и уже четвертый год устраивает выставки – то в роддоме, то вдоль уличного забора, то в школьных классах.

"У меня такое ощущение, что если ее выставлять в музее, это будет не так остро, не так провокационно", – говорит художница. Вне выставочных залов, пришла к выводу Звягинцева, арт-объект быстрее приходит к зрителю. Работа "Живая и мертвая вода" перед умывальником в столовой собрала целую толпу.

"История этих труб – это история искусства, которое пробивается через серость наших будней. И где-то пробивается цвет, а где-то он уходит, – поясняет автор проекта. – Это поколение будет уже знать, что такое актуальное искусство. И если они увидят на улице некий объект, они не станут его ломать, они будут относиться к нему с уважением".

На выставке есть немного шалости, немного культпросвета. В черный квадрат на холсте художник Владимир Смоляр уместил "Мертвые души" Николая Гоголя. Целиком, ни слова из поэмы не выпало – школьники проверяли. "Я стоял и слушал мимо проходящих: "Слушай, надо прочесть!" В общем, это некое побуждение: мы является наследниками великой литературы. Ее не просто имеет смысл упоминать – ее имеет смысл читать", – подчеркивает Смоляр.

А Сергей Чернов призывает задуматься о философии. Он придумал "кровать-консервы" для современного Диогена. "Все рассчитано так, чтобы человек там существовал. В принципе, там может поселиться бомж. Там тепло очень, кстати! Несмотря на то, что это металл, там все очень удобно", – уверяет художник. Другой объект Чернова, тоже "консервный" – уже о проблемах глобализации. "Дуэль" – робот "Кола" против робота "Квас". Поединок, правда, не состоялся: 300 банок из-под кваса после заграничной выставки задержали на таможне.

Превращение школы в гигантскую инсталляцию – призыв задуматься не только об искусстве, но и о жизни. Не случайно большинство экспонатов имеют социальный подтекст. Например, эта "Спичка" Сергея Катрана – уж не намек ли это на то, что лучше не играть с огнем?