Росохранкультура отмучилась. Реплика Григория Заславского

Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ об упразднении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) и передаче ее функций Министерству культуры.

Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ об упразднении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) и передаче ее функций Министерству культуры РФ. С подробностями – обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

О том, что Росохранкультуру упразднят, а ее функции передадут Министерству культуры, впервые заговорили летом прошлого года, тогда же стало понятно, что все – за: и министр культуры, и председатель правительства, и президент. Александр Кибовский, который на тот момент был руководителем Росохранкультуры, не стал говорить, что это повлечет за собой какие-то страшные последствия, а к моменту упразднения своей службы уже занял другой, может быть, не менее ответственный пост - после прихода в Москву нового градоначальника Кибовский возглавил Москомнаследие.

Тут впору вспомнить, что Росохранкультура - служба, которой особенно везло в последние годы: нынешняя реформа - уже четвертая за последние 10 лет. Правда, как бы ни называлось ведомство, отвечали за культурное наследие, памятники и реституцию те же люди: до ухода на пенсию - Анатолий Вилков, Петраков, руководивший ведомством до сегодняшнего дня, и вот - Кибовский.

За полтора года Кибовскому удалось поднакопить неплохую законодательную базу, которая пригодится и завтра-послезавтра, уже вне зависимости от того, как будет называться департамент Министерства культуры и кто станет его руководителем.
Жаль, конечно, если, следуя рекомендациям Минфина, придется сократить региональных сотрудников - Росохранкультуры и так-то была едва ли не самой скромной по числу сотрудников службой, а за памятниками в России надо наблюдать и наблюдать. Чуть отвернешься - глядишь, уже и нет его.

И напоследок: вряд ли стоит так уж тесно связывать нынешнюю ликвидацию с той принципиальной позицией, которую заняла в свое время Росохранкультура по "Охта-центру", а совсем уже недавно, когда судьба службы давно уже была решена, по другому петербургскому вопросу - с историческими поселениями.

В ведении Росохранкультуры, кроме сохранения памятников, был еще один, не менее острый, а, с финансовой точки зрения, может, не менее значимый вопрос - охрана авторских прав. И если в деле охраны памятников этой службе удалось кое-что защитить, а кое-где укрепить законодательные позиции, то с авторским правом, на мой взгляд, что-то изменить так и не удалось. Как был один монополист, так он и остался. Может и к лучшему, но думать об этом теперь вроде и некому.