Депутаты поспорили по вопросам образования

Сроки введения новых госстандартов для старшеклассников могут быть сдвинуты, если потребуется дополнительная дискуссия по этому вопросу. Об этом в среду в Госдуме на правительственном часе заявил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.

Сроки введения новых госстандартов для старшеклассников могут быть сдвинуты, если потребуется дополнительная дискуссия по этому вопросу. Об этом в среду в Госдуме на правительственном часе заявил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, он напомнил, что новые стандарты в некоторых школах планируется ввести с 1 сентября 2013 года. Полное введение стандартов предполагается не ранее 2020 года. По словам Фурсенко, в проекте используются принципиально новые подходы в подготовке старшеклассников. Школьникам предоставят возможность выбирать те предметы, которые они бы хотели изучать на более углубленном уровне. Ребята к десятому классу должны подходить, точно понимая, кем они хотят быть, - добавил министр. О том, как шла дискуссия,"Вести ФМ" узнали у парламентского корреспондента Геннадия Горячева.

"Вести ФМ": Как встретили депутаты доклад Фурсенко и прозвучавшие инновации?

Горячев: Вы знаете, наиболее непримиримыми оказались коммунисты, это было понятно заранее. Остальные фракции задавали вопросы совершенно спокойно, и получали на них достаточно полные ответы. Замечу, что Фурсенко сразу же заверил Думу, – без коллективной доработки и поддержки нового базового закона об образовании и образовательных стандартов документы не будут внесены. Кстати, после обсуждения их в Интернете, в Общественной палате и в других организациях Минобразование получило более 11 тысяч замечаний, предложений, которые изучаются.

Как ожидалось, депутатов, в частности, интересовали наиболее спорные положения, к примеру, вузы получают право обучать желающих по программам среднего профобразования – техникумов, ПТУ, поскольку в законопроекте вообще исключено начальное профессиональное образование. Вузы просто не могут готовить специалистов среднего звена, нет ни кадров, ни материальной базы. Нужно оставить прежнюю систему, говорили коммунисты. Фурсенко обещал проработать этот вопрос внимательно, но регионы все-таки сами должны решать: там, где есть возможность, вузы смогут присоединить себе техникумы, а начальное и среднее профобразование, по его мнению, просто нужно объединить. Сейчас подготовка квалифицированных специалистов просто ну очень слабая.

Среди других предложений парламентариев - приравнять зарплату учителей к средней в экономике, а студентам нужно существенно повысить социальные стипендии. Министр согласился с эсерами. Эта забота студсоветов, им виднее, как можно увеличить социальные стипендии за счет более рационального сокращения академических. Сейчас в вузах, как известно, просто уравниловка. А что касается повышения зарплаты, это тоже серьезная забота министерства, и многое зависит, по его словам, от регионов. Кстати, глава профильного комитета Григорий Барыкин подтвердил, что по многим спорным нормам договоренности с министерством уже есть, и поэтому многие вопросы просто отпали. Образовательные стандарты тоже оказались в центре внимания депутатов. В частности, Минобразования предлагает для старших классов не четыре, а минимум десять обязательных предметов. Четыре будут обязательны для всех – физкультура, ОБЖ, Россия в мире, а также подготовка индивидуального проекта.

А вот другие обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести остальных, к примеру – русский, иностранные языки и литература, математика, естественные науки. Таким образом, число обязательных предметов для старшеклассников, закончивших девятый класс, сократится с 14, как сейчас, до 10. Понятно, школьники будут менее загружены. Но случится это не скоро, заметил Фурсенко, полное введение стандартов намечено в 2020 году, может быть, и позже, а пилотный проект заработает в некоторых регионах через пару лет.