Челябинские конструкторы рассказали о разработке системы посадки "Бурана"

Больше двадцати лет назад на орбиту вышел космический корабль "Буран". Он дважды облетел Землю, а после этого полностью на автоматике, без летчика, приземлился на космодроме Байконур. Сложнейшая система посадки знаменитого "Бурана" разработана челябинскими конструкторами.

ГТРК "Южный Урал" продолжает рассказывать о вкладе Уральского региона в космические разработки. Больше двадцати лет назад на орбиту вышел космический корабль "Буран". Он дважды облетел Землю, а после этого полностью на автоматике, без летчика, приземлился на космодроме Байконур. Сложнейшая система посадки знаменитого "Бурана" разработана челябинскими конструкторами.

Аббревиатуры на уникальных значках 1988 года - этапы создания знаменитого "Бурана". Технический и посадочный комплексы - как раз то, за что отвечали челябинские конструкторы. Посадить корабль, который только что буквально "выпал" из космоса, нужно как самый обычный самолет. Владимир Ермолин, главный конструктор радиотехнических систем для посадки "Бурана", рассказывает: "Вот вы летали на самолетах? Мы летим-летим, ничего не знаем. Подлетаем, условно, к московскому аэропорту. Летчик должен выйти очень точно в заданную точку, откуда его уже приведут на посадочную полосу".

Только в случае с "Бураном" в заданную точку должен выйти не летчик, а автоматическая система наведения. На Байконуре для гиганта "Бурана" построили специальную полосу шириной 90 метров. При этом на всякий случай было приготовлено два резервных аэродрома - в Симферополе и городе Хароль на Дальнем Востоке. Параллельно с этим в подмосковном Жуковском проводили вторую серию испытаний с аналогом "Бурана" - он был предназначен для полетов в атмосфере Земли. Челябинский конструктор Виктор Рудаков наблюдал за посадкой из ближайшей точки. "Это ужасный грохот и рев, когда он проходил над нами. Где-то на высоте 20 метров. Так что хотелось спрятаться и зажать уши - невозможный рев", - вспоминает Виктор Рудаков, главный конструктор автоматизированной системы траекторных измерений "Бурана".

Система наведения и посадки создавалась на этом этаже, конструкторы работали в этих лабораториях. При этом обсуждать проект за стенами лаборатории, было строжайше запрещено - "Буран" создавался по секретному постановлению правительства. "Все подписывали, а как же, - делится Александр Брейдин, директор ЗАО "НИИИТ-РК". - Вообще каждый человек, который работает в нашем институте, когда подписывает договор, дает обязательства выполнять все требования по соблюдению режима, в том числе секретности".

Космический корабль "Буран" разрабатывали полторы тысячи предприятий по всей стране. Системой посадки занимались десятки институтов. Но большая часть систем уникального беспилотного наведения создана именно в Челябинске.