Анвар аль-Авлаки занял верхушку террористического чарта

Американские спецслужбы больше не считают Усаму бен Ладена террористом №1. Лидерские позиции в Аль-Каид (запрещена в РФ)е отданы другому лидеру этой организации - Анвару аль-Авлаки, представляющему йеменское крыло экстремистов.

Американские спецслужбы больше не считают Усаму бен Ладена террористом №1. Лидерские позиции в Аль-Каид (запрещена в РФ)е отданы другому лидеру этой организации - Анвару аль-Авлаки, представляющему йеменское крыло экстремистов. В Вашингтоне полагают, что после спецопераций на Ближнем востоке позиции пакистанских ячеек "Аль-Каиды" серьезно ослабли, а бен Ладен, скрывающийся в Пакистане, стал не так опасен. О предполагаемой смене лидеров - материал корреспондента "Вести ФМ" Николая Осипова.

Анвар аль-Авлаки рассказывает истории о том, как шайтан сбивает с пути людей. В отличие от бен Ладена, в своих пропагандистских записях он использует английский язык. Считается, что бен Ладен говорит только по-арабски. Аль-Авлаки родился в Нью-Мексико, он прекрасно общается на английском, но самое главное, по версии американских спецслужб, именно ему теперь отводится роль террориста №1. Эти выводы озвучил глава Национального контртеррористического центра США Майкл Лейтер, который считает, что бомбежки пакистанских и афганских убежищ членов "Аль-Каиды" привели к определенным результатам. Экстремисты потеряли свое влияние, а поскольку именно там, как считают, скрывается бен Ладен, и он стал не так опасен. Но на их место пришел йеменский лидер аль-Авлаки. И он может представлять еще большую угрозу.

Его видео- и аудиозаписи почти свободно гуляют по Интернету. Здесь он рассуждает о джихаде. Некоторые сайты стараются отслеживать появление подобных выступлений и удалять их, но они быстро размножаются на других ресурсах. Причем в Вашингтоне осознают, что использование английского языка для такой пропаганды еще более опасно. "Аль-Каида" получила возможность обратиться напрямую к каждому американцу. Это уже не редкие записи бен Ладена, которые без знания арабского невозможно было разобрать.

Новый лидер хорошо знает жизнь Америки: он там родился, учился и даже некоторое время работал, в основном на религиозной ниве: был имамом, трудился в исламском центре, а в 90-х годах наладил связи с палестинскими радикалами и "Аль-Каидой". После терактов 11 сентября он уехал из Штатов и тогда же попал в черный список ЦРУ. Это, впрочем, почему-то не мешало ему пожить в Великобритании, преподавать в Йемене и выступать с радикальными проповедями, а затем пришла известность в качестве идеолога и вдохновителя терактов, рассказывает эксперт по политическому исламу Георгий Энгельгард:

"Потом ряд его прямых учеников и последователей отличились в терактах. Первым приходит на ум майор американской армии, который перестрелял 13 своих сослуживцев, потом тот нигерийский террорист, который пытался пронести в штанах бомбу в самолет, - это тоже было с подачи аль-Авлаки".

В 2006 году он оказался замешан в скандальной истории с кражей военного атташе американского посольства в Йемене, но ему удалось выкрутиться.Чуть позднее его имя связали с несколькими крупными терактами, впрочем, одна из попыток взорвать самолет, летевший в Детройт, оказалась неудачной. Но примерно около года назад в Вашингтоне имя нового террористического лидера занесли в список лиц, которых надо немедленно задержать или уничтожить. Причем то, что именно его теперь выдвинули на первый план, является и определенным политическим сигналом: американские спецслужбы смещают ориентиры на Йемен, комментирует Георгий Энгельгард:

"То, что его сделали этим №1, означает только то, что американские спецслужбы получают приказ, что приоритет в борьбе теперь - аль-Авлаки, и значительная часть усилий уже переключилось на Йемен, а это решение придает такой официальный антураж".

Претензии к аль-Авлаки есть и у йеменских властей, которые обвиняют его в организации вооруженной банды, но это не мешает ему довольно удачно выстраивать свою пиар-кампанию, и, очевидно, что в этом он даже превзошел бен Ладена. Аль-Авлаки даже наладил выпуск регулярного издания, пропагандирующего его взгляды, и во многом отсюда его успех, известность и звание угрозы №1, которое ему присвоили в Вашингтоне.