Реформа образования превратит творческие вузы в колледжи

Все жарче разгораются споры вокруг новых стандартов образования. Особое беспокойство общественности вызвало положение о творческих вузах: ни один из театральных вузов страны, даже ГИТИС, не сможет получить статус университета. А Щукинское и Щепкинское училища по новому закону окажутся колледжами.

Все жарче разгораются споры вокруг новых стандартов образования. Особое беспокойство общественности вызвало положение о творческих вузах. Так, согласно задумке разработчиков закона об образовании, ни один из театральных вузов страны, и даже ГИТИС, не сможет получить статус университета. А Щукинское и Щепкинское училища по новому закону окажутся колледжами. Плюс ко всему творческий конкурс при поступлении отодвигается на второй план: главное для абитуриента, пусть даже обделенного талантом – иметь высокий балл ЕГЭ.

Едва Симе исполнилось 4 года, она решила, что хочет учиться скрипке. Как когда то для Моцарта, педагоги Центральной музыкальной школы в Москве сделали исключение для Симы и занимаются с ней уже 3 месяца. Среди одаренных детей настоящие вундеркинды встречаются нечасто, и все же на стенах школы места для фотографий прославленных выпускников почти не осталось. "Родион Константинович Щедрин, Мстислав Леопольдович Ростропович, Владимир Теодорович Спиваков. А посмотрите молодых. Вот Денис Мацуев", – говорит Александр Якупов, директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории.

В три года он подошел к пианино, потом занимался в школе искусств в Иркутске, затем – Москва, консерватория. Сегодня критики во всем мире называют его виртуозом великой русской школы. И эта школа, считает пианист, заслуженный артист России Денис Мацуев, должна быть сохранена: "Многие будут говорить, что талант всегда пробьется, найдет себя в любой системе. Но вы знаете, я бы не стал рисковать. И если вы хотите мое мнение, то я абсолютно против этих новшеств".

"Существует такая специфическая сфера, как искусство, и нам навязали все те же правила, как и, предположим, любым гуманитарным или техническим ВУЗам, но мы другие", – объясняет Александр Якупов.

Особенность творческого образования – и среднего и высшего, возмущен культурный мир – в большом "Законе об образовании" не учитывается никак. Открывать и развивать таланты полагается не раньше, чем получишь школьный минимум. Потому все художественные, музыкальные и хореографические школы авторы законопроекта отправили в раздел "дополнительное".

"В обычных музыкальных школах будет урок пения, один раз в неделю – вот и вся музыка", – констатирует народный артист СССР, художественный руководитель, дирижёр камерного ансамбля ''Солисты Москвы'' Юрий Башмет.

"Те люди, которым в их пустые головы пришла эта идея, они должны нести за это ответственность перед государством, перед нацией за то, что они осмелились поднять руку на святое", – возмущен пианист, народный артист СССР Николай Петров.

В знаменитом Пермском хореографическом, откуда вышла прима Надежда Павлова, не могут понять, как в законопроекте об образовании не нашлось места для трех столетий русского балета. Положение локтя, поворот головы и корпуса, движение ног. Вагановская система балетная против системы Болонской. Европейский стандарт образования – это диплом, который одинаково котируется и в Париже и в Лондоне. Только вот в мировом балете нет ни одного выдающегося танцовщика, который бы не учился у русского педагога. А доказывать свою состоятельность по диплому Николаю Цискаридзе не приходилось никогда.

"Войдите в любую труппу западную, и вы увидите русских певцов и русских танцовщиков. Это единственное образование, которое не требует подтверждения, потому что оно выше всего мира. Ни в Америке, ни в Японии ни у кого не возникает сомнения, что эти люди с этим дипломом – потому что мы можем сразу встать и станцевать, сесть и сыграть и сразу спеть. Так, что никто с нами не может конкурировать", – говорит он.

Мировые стандарты – это еще и разделение высшего образования на бакалавриат – трехлетнее, и магистратуру – пятилетнее обучение. А сами ВУЗы – на колледжи, институты и университеты. Выяснилось, что не дотягивает до университета, а значит, и не может присваивать ученую степень, ни один театральный ВУЗ страны – даже ГИТИС. Это значит, их выпускники не получат права обучать, то есть передавать свое мастерство. Как разделить актера на бакалавра и магистра? Театральный анекдот – бакалавр играет колобка, магистр – душит Дездемону.

"Мы чего-то понимаем про это дело от Станиславского, от Мейерхольда, от Таирова, от Вахтангова, от Михаила Чехова. Значит, эта школа это и есть направление русское. А уж как вы там назовете, университетом, академией – сохраните возможность воспроизводиться русской театральной школе", – призывает ректор школы-студии МХАТ, профессор Анатолий Смелянский.

Щукинское и Щепкинское училища по закону окажутся колледжами, Экономическая целесообразность очевидна – расходы сократятся. Но – главное начать, а дальше, опасаются педагоги, театральные училища окажутся не более чем дорогостоящей недвижимостью в самом центре Москвы.

"А как потом легко из этих институтов сделать колледжи, а раз колледжи – ну, ребята, а зачем вам такое здание. Давайте куда-нибудь Северное, Южное Бутово, Чертаново. Вот там вам и самое место. А здесь – прекрасно, сауна "Станиславский", фитнес-клуб "Ермолова", – иронизирует ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина Борис Любимов.

Второе высшее для творческих специальностей – теперь это удовольствие платное. Архитектор по первому образованию Владимир Хотиненко тягу к кино у себя обнаружил уже в сознательном возрасте и пошел учиться на высшие режиссерские курсы. Тогда будущему мэтру и автору "Зеркала для героя" и "Мусульманина" за это еще не надо было платить.

"Наверное, у меня бы не было денег, чтобы заплатить за второе образование. Таким образом, не было бы такого режиссера, как Хотиненко", – говорит он сам.

По этой же причине не стали бы сегодня режиссерами и Глеб Панфилов и Марлен Хуциев. Творческий конкурс – такой категории в законопроекте просто нет: принимать на актеров и режиссеров тот же ВГИК должен будет любого, кто первым придет.

"Мне нужно найти что-то такое – "слух", это очень тонкая ткань, только у нас три тура собеседования, всяких работ. А у него ЕГЭ такое, а он – бестолочь. И я его обязан буду взять", – сокрушается Хотиненко.

Культурное сообщество законопроект взволновал настолько, что звезды мировой величины даже пришли на слушания в Государственную думу. Только, несмотря на громкие имена гостей, депутатов в зале было немного и аншлага не получилось.

"Как сейчас мы в закон заложим, так он и будет принят. Если мы не позаботимся сейчас, не мобилизуем общественное мнение на защиту художественного воспитания – тогда мы не будем великой страной культуры. А будет так все идти – медленно и по нисходящей. И мы растеряем все наши таланты и всю нашу школу", – говорит министр культуры России Александр Авдеев.

Деятели культуры говорят в унисон: реформа в нынешнем виде – это гибель для театрального, балетного и музыкального наследия страны. Предложения, а вернее, уже мольбы – не надо делать нам лучше, и культуру не надо развивать, ее достаточно просто беречь и поддерживать.