В Киеве улицам дают имена гитлеровских пособников и националистов

Отношения между Москвой и Киевом,  стратегические, но всё же рыночные, постоянно испытывает на прочность один и тот же "газовый вопрос"
Отношения между Москвой и Киевом,  стратегические, но всё же рыночные, постоянно испытывает на прочность один и тот же "газовый вопрос"
В Киеве переименовывают многочисленные улицы, переулки и тупики, названные в честь Владимира Ленина, Тараса Шевченко, Леси Украинки. Вокруг некоторых новых указателей уже возник скандал.

В Киеве переименовывают многочисленные улицы, переулки и тупики, названные в честь Владимира Ленина, Тараса Шевченко, Леси Украинки. Вокруг некоторых новых указателей уже возник скандал.

Для бывалого киевского таксиста навигатор на передней панели вещь скорее статусная, чем необходимая. Мало ли куда зазовет запутавшийся в одинаковых названиях улиц приятный женский голос? Спрашиваешь, как проехать на Шевченко, а в ответ сразу пять вариантов и все – с именем великого украинского писателя.

"Если человек не знает Киева, первый раз приезжает, то по карте или по навигатору ему трудно сориентироваться", – говорит таксист Владимир Востров.

На карте столицы Украины и ее окрестностей улицы, улочки, переулки и площади того же Ивана Франко, Леси Украинки или Владимира Ильича Ленина представлены сразу в нескольких комплектах. От путаницы горожан и гостей Киева пытается избавить комиссия по культуре. Уже готов список первых 40 переименований, а вообще их должно быть почти 200. И тут не в одних дублерах дело.

"В стране не может быть нейтральных названий. Это должны быть названия, связанные с людьми, которые внесли большой вклад в историю Украины", – объясняет Александр Бригинец, депутат Киевского городского совета, председатель комиссии по вопросам культуры и туризма.

Переименование Проектного переулка в улицу Планетарную или Димитрова – в историческую Деловую объяснить в общем-то можно. Но вот улица Мате Залки (венгерский писатель, революционер), к примеру, должна носить теперь имя Романа Шухевича (украинский националист, гитлеровский прислужник) – того самого, у которого через суд пытаются отобрать врученное Виктором Ющенко звание героя Украины. Неподалеку хотят увековечить имя первого зама Бандеры Ярослава Стецько, заменив им показавшегося неполиткорректным венгерского интернационалиста Лайоша Гавро. Самый же громкий скандал вокруг уже существующей улицы Симона Петлюры – бывшей Коминтерна.

Едва на домах развесили таблички, в набат ударили еврейские организации. Погромы, которые осуществляли сподвижники Петлюры в годы Гражданской войны – доказанный историками факт, как и то, что глава Директории фактически пошел на сделку с маршалом Пилсудским, пообещав полякам за помощь часть Западной Украины.

"Конечно, Петлюра сам никого не убивал. Конечно, Петлюра сам не давал делать погромы. Но ни один атаман из тех, кто делал погромы, не был наказан", – утверждает Александр Найман, главный ученый секретарь Академии истории и культуры евреев имени Шимона Дубнова.

Теперь Александр Найман ходит по судам, требуя отменить постановление, жители бывшей Коминтерна собирают подписи, а в Интернете гуляет ролик, в котором спортивного вида мужчина, ловко орудуя монтировкой, некоторые таблички срывает, а некоторые закрашивает.

Сергей Рулев на городской политической сцене Киева фигура яркая. Отставной офицер и любитель представлений, не стесняясь в методах, ведет активную борьбу с проявлениями национализма, собирая трофеи у себя на балконе.

"У меня есть в коллекции с номером 13 Мазепы, скоро в коллекции будет 13 Филиппа Орлика, теперь у меня есть 12 Петлюры. Дай Бог, я поимею номер 13 Бандеры и номер 13 Шухевича", – рассказывает он.

Окончательное решение, быть или не быть улицам Шухевича и Стецько, киевский совет еще не принял. Но городским депутатам, если все же решат, пожалуй, стоит сразу закладывать в бюджет и постоянную расходную статью на новые таблички. Ведь баллончик и монтировка у Рулева всегда при себе.

Еще до того, как с домов стали исчезать таблички, киевляне обратили внимание на явный казус. В начале новой улицы Петлюры оказался памятник главному врагу Петлюры – красному командиру Николаю Щорсу. Сносить его не стали, но переименовать попробовали. Украинские националисты написали на постаменте фамилию своего героя – оуновца и националиста Коновальца. Следы оттерли, но скользкие вопросы киевской топонимики так никуда и не делись.