Квартету имени Бородина – 65 лет

Легендарный камерный ансамбль России отмечает 65-летие. В юбилейный год ансамбль побывал в Лондоне, Париже, Берлине. Впереди – гастроли в США.

Легендарный камерный ансамбль России отмечает 65-летие. В юбилейный год ансамбль побывал в Лондоне, Париже, Берлине. Впереди – гастроли в США.

На десять рабочих дней у них в лучшем случае один выходной. Отдых для Квартета имени Бородина – в музыке, дом – в репетиционном классе.

Прозвучал второй звонок. До выхода на сцену пять минут – как раз чтобы выпить чашку крепкого чая. Это давняя традиция музыкантов – все равно что актерское пожиманье рук.

Свое 65-летие Квартет имени Бородина отмечает весь сезон, как и положено музыкантам – на сцене. Начали в Лондоне, продолжили в Амстердаме, Париже, Берлине и Москве. Впереди – гастроли в Америке. В третий раз за свою историю коллектив облетит весь земной шар.

Квартет основали в 1945 году четыре студента консерватории. Встал вопрос о названии: Хотелось в честь кого-нибудь из великих композиторов, но почти всех классиков уже разобрали другие коллективы. "Незанятым" остался только Александр Бородин. Он сочинил в своей жизни только два квартета, зато оба считаются шедеврами. Никто тогда не думал, что именно Бородинский квартет окажется долгожителем и войдет в книгу рекордов Гиннеса как самый старый из ныне существующих камерных ансамблей мира.

За 65 лет – более шести тысяч концертов по всему миру, бессчетное количество премьер, сотни записей, удостоенных самых престижных наград. И безупречная техника – такая, что зрители и критики в один голос восклицали: "Вряд ли возможен более совершенный квартет".

"Вот говорят про какие-то традиции квартета. Традиции, может, в отношении к музыке, в какой-то тщательности подхода, в честности. Квартет за всю историю своего существования никогда не позволял себе халтурить, всегда тщательно выбирал материал, программу", – говорит виолончелист, заслуженный артист России Владимир Бальшин. Он в квартете самый молодой. В 2007 году он сменил своего великого предшественника и учителя Валентина Берлинского.

Вся история коллектива в афишах. "Это такая музыкальная святыня – афиша квартета сезона 1956-1960 годов", – показывает Бальшин.

Тот самый первый состав помнит только старожил квартета Андрей Абраменков. В молодости музыкант постоянно бегал на концерты "бородинцев", а 37 лет назад сам стал одним из них. Играл еще с основателями.

"Главным был Ростислав Дубинский – примариус, первый скрипач. Руководство было на примариусе, полное и в хорошем смысле жестокое руководство", – рассказывает скрипач, народный артист России Андрей Абраменков.

Абраменков вспоминает, как выходил на сцену вместе с Гилельсом и Рихтером, Ойстрахом и Ростроповичем. С великими музыкантами квартет не раз превращался в квинтет.

В 1996 году коллектив кардинально обновился. Пришли два новых музыканта: Рубен Агаронян занял место первой скрипки и Игорь Найдин – альта. Тогда злые языки поговаривали, что "золотой век" коллектива близится к закату. Пессимистичные пророчества не оправдались – "бородинцы" удержали звание лучшего квартета мира.

Знаменитый венский зал "Музикферрайн" печатает афишу русского квартета на золотом картоне, а британцы после триумфального концерта "бородинцев" в лондонском Вигмор-Холле констатируют в The Daily Telegraph: "10 главных музыкальных событий года. Лучшее камерное выступление. Блистательным исполнением Бетховена, Шостаковича и Шнитке Квартет имени Бородина доказал, чего стоят десятилетия опыта".

Квинтэссенция опыта – в этом шкафу. Здесь хранятся ноты квартета с самого его основания. На полях – карандашные отметки предшественников. С ними и сегодня сверяются музыканты. "Вот эти все значки имеют значение. Например, это означает вверх или вниз смычком. От этого зависит, будет звук сильнее или слабее. В этом-то, может быть, и секрет долголетия квартета – он имеет мощные традиции", – говорит Бальшин.

Опыт от поколения к поколению "бородинцы" передавали не только через ноты, но и напрямую. "Я учился у квартета Бородина. И по альту у моего предшественника – Дмитрия Шебалина, и по квартетному классу – у Копельмана", – говорит альтист, заслуженный артист России Игорь Найдин.

Четверо непохожих, из разных поколений. Два скрипача, альтист и виолончелист как архивариусы хранят традиции шести десятилетий. Друг друга понимают с полуноты и непревзойденное искусство ансамбля поддерживают крепкой дружбой.