Негодующие актёры труппы восстали против своего худрука. Реплика Григория Заславского

В театре имени Маяковского - разброд и шатания, труппа восстала против своего художественного руководителя, народного артиста России Сергея Арцибашева. Сам он находится сейчас в больнице и недавно перенес тяжелую операцию.

В театре имени Маяковского - разброд и шатания, труппа восстала против своего художественного руководителя, народного артиста России Сергея Арцибашева. Сам он находится сейчас в больнице и недавно перенес тяжелую операцию. В деталях этой деликатной ситуации попытался разобраться обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

С одной стороны - народные артисты России Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Евгения Симонова - люди уважаемые, актеры любимые, с другой - народный артист России Сергей Арцибашев. Деликатность этого конфликта, его, скажу так, этическая небезупречность в том еще, что Арцибашев только что перенес операцию и сейчас лежит в онкологическом центре на Каширке. Правда, конфликт начался еще до его попадания в больницу. Плюс к тому - именно этим актерам Арцибашев во многом обязан своим приходом без малого 10 лет тому назад в Академический театр имени Маяковского. Много лет назад, когда Сергей Арцибашев был всего только руководителем и создателем московского театра на Покровке, ему пришла в голову идея позвать в свою "Женитьбу", спектакль по Гоголю, Костолевского и Филиппова. Когда умер худрук театра Маяковского Андрей Александрович Гончаров, именно Костолевский и Филиппов убедили других народных артистов театра, его, скажем так, патриархов, позвать именно Арцибашева новым худруком.

В театре все так сложно! Скажем, первый спектакль, который поставил Арцибашев в Маяковке, - это "Женитьба", та самая гоголевская, сильно похожая на его же спектакль на Покровке. Тут бы столичному департаменту культуры, который деньги театру дает, заметить уважаемому режиссеру и худруку: дело, конечно, хорошее, да и спектакль вышел успешный, но академический театр все же не должен идти вторым экраном. И дальше - вот что: мне кажется, со стороны давно уже были видны проблемы и копились вопросы. Было заметно барство, в котором прежде Арцибашев замечен не был, да и неоткуда ему было взяться, а тут - своя рука владыка: одному народному - такую зарплату положу, другому - в пять-восемь раз меньше, устроил корпоративный спектакль, когда "Женитьбу" сыграли на день рождения какого-то депутата, прежнего еще созыва. И все ничего, как будто так и надо.

Двадцать дней назад я позвонил в департамент культуры Москвы, потом письмо написал – мол, что вы думаете делать с театром Маяковского? "А что, официальных бумаг из театра у нас нет". То есть варится оно как-то тихо под крышкой - и ладно. Бог даст, не закипит. А по законам физики, закипит, обязательно закипит!

Одной из последних капель стало появление в афише театра Маяковского спектакля, который до того много лет "катала" какая-то петербургская антреприза. И тут - как прорвало: худсовет, собрания, и кто-то уже предлагает Филиппова в худруки. Но актер - не режиссер и не худрук, даже не каждый режиссер годится в художественные руководители театра. Очевидцы рассказывают, что Арцибашев после первого худсовета был в шоке: протестов он ожидал от кого угодно, но не от Филиппова и Костолевского - уж они-то получали от него роль за ролью, одна лучше другой.

И самое главное - если бы все нынешние вопросы поставить вовремя, может, и проблем бы нынешних не возникло. А так, через год театру 90 лет, юбилей, история - славная, там и Мейерхольд, и Охлопков, а тут что? Светлана Немоляева, Александр Лазарев, еще четыре народных артиста России - за Арцибашева, другие, не менее уважаемые, - против. А он сам - в больнице, и не дай бог, если что случится, на тех, кто эту нынешнюю войну затеял - несмываемый грех. А ведь все могло быть так хорошо - как в спектакле Маяковки "Чума на оба ваших дома", где в продолжение сюжета о Ромео и Джульетте два несчастных венецианских клана мирят и мирят, мирят и мирят. И других уже дел ни у кого нет и не может быть.