Дому полярников возвращают прежнюю крышу

Дом полярников избавляется от незаконных "сталагмитов". Пресненский райсуд Москвы удовлетворил иск Москомнаследия по поводу надстройки на знаменитом жилом доме Главсевморпути на Никитском бульваре. Владелица одной из квартир на последнем этаже решила самостоятельно увеличить площадь своего жилища.

Дом полярников избавляется от незаконных "сталагмитов". Пресненский райсуд Москвы удовлетворил иск Москомнаследия по поводу надстройки на знаменитом жилом доме Главсевморпути на Никитском бульваре. Ее начали возводить два года назад, когда владелица одной из квартир на последнем этаже решила самостоятельно увеличить площадь своего жилища. О том, что дом, в котором она живет, – памятник архитектуры, владелица дорогостоящей недвижимости, видимо, не подумала. Напоминать ей об этом пришлось уже в суде.

Памятник регионального значения теперь для защитников старой Москвы – еще и памятник победы. Впервые в истории современной Москвы через суд удалось доказать, казалось бы, очевидную вещь: нельзя безнаказанно менять облик исторических зданий.

Владелица квартиры на последнем этаже в Доме полярников на Никитском бульваре надстроила мансарду и таким образом поменяла силуэт здания, а теперь сама же будет построенное сносить.

"Люди покупают квартиры на верхних этажах зданий, полагая, что они смогут удвоить свою жилплощадь, надстроив над собой мансарду, – говорит координатор общественного движения "Архнадзор" Наталья Самовер. – В данном случае единственным обоснованием для этой деятельности было разрешение на переустройство чердака".

Перестройка с любой точки зрения не удалась. Историческое здание современные строители переосмыслили так: в доме, где архитекторы причудливо сочетали ренессанс и модерн, рабочие влепили новые окна, внешняя отделка даже по цвету отличается . То есть, те, кто это придумал, даже и не пытались быть незаметными. Видимо, были уверены в своем праве и в своей правоте.

"Владельцы таких объектов, которые, во-первых, в состоянии купить себе такую квартиру, а, во-вторых, надстроить ее, как правило, не самые последние и не самые бедные люди, – рассуждает советник руководителя Департамента культурного наследия Москвы Николай Переслегин. – Поэтому с ними не всегда легко бороться. Что было и в данном случае тоже".

А когда-то под этой – теперь разобранной крышей – жили первый исследователь Северной Земли Георгий Ушаков, летчик Анатолий Ляпидевский – тот самый, который снимал со льдины челюскинцев, океанологи, гидробиологи. Дом был построен по личному распоряжению Сталина специально для работников Главсевморпути, которые прокладывали морского пути через Ледовитый океан.

Вернуть все, как было, нынешние жильцы Дома полярников должны в течение трех месяцев. Никакого штрафа за повреждение архитектурного сооружения им не грозит. Но потратиться придется – на разбор конструкций и восстановление крыши.

"Я не слышал, чтобы предъявлялись какие-то дополнительные претензии, – говорит начальник пресс-службы префектуры ЦАО Москвы Павел Большунов. – Я думаю, если в установленные сроки собственник жилья демонтируем мансарду, то дополнительно никаких претензий к этой даме предъявляться не будет".

Случай – далеко неединичный. На той же Большой Никитской через несколько домов тоже возводят нечто похожее. Более скрытно – мансарду видно со двора, а не с улицы. Но вид она все равно портит.

"Наши окна выходят только во двор. Там и так темно, а еще эту штуку взгромоздили наверх", – рассказывает житель дома №31 по Большой Никитской Владимир Колесов.

Впрочем, в последнее время сверху перестали стучать молотками. Возведение мансарды как будто заморожено. Москомнаследие подает в суд, чтобы и менее титулованный сосед Дома полярников выглядел, как надо.