"Книга памяти": о месте гибели советского бойца стало известно через 65 лет

"Книга памяти" помогла найти родственников советских бойцов, погибших в Австрии во время Второй Мировой войны. Двадцать лет историк Петер Зиксль и его помощники восстанавливали имена героев. В списке – 65 тысяч солдат и офицеров. Среди них старшина Василий Непочтов.

"Книга памяти" помогла найти родственников советских бойцов, погибших в Австрии во время Второй Мировой войны. Двадцать лет историк Петер Зиксль и его помощники восстанавливали имена героев. В списке – 65 тысяч солдат и офицеров. Среди них, например, старшина Василий Непочтов. Только через десятилетия родные фронтовика узнали, где и как он погиб.

И что им от войны осталось – только имя! Имя старшины Василия Непочтова спустя 65 лет после его гибели на фронте возвращено семье!

"Ну, если он погиб там, на этом австро-венгерском мосту, то что? Что еще?" – спрашивает 90-летний Семен Непочтов, последний раз видевший брата в 37-м. Теперь он узнал время и место гибели Василия, посмотрев с родными сюжет по телевидению.

"В компьютере сидела, слышу – Непочатов, Василий Васильевич. Думаю: ну не может же быть столько совпадений!" – рассказывает племянница Василия Непочтова Валентина Симонова (Непочтова).

Недоверие, удивление, звонки родным – и вот письмо в редакцию "России-24".

"Как сделать отзыв на передачу? Мой папа и его брат-близнец – двоюродные братья Василия Непочтова, погибшего в апреле 45 года", – написала Лидия Ефименко, которая составляет генеалогическое древо их семьи.

"Смотрю этот ролик! Обидно! Неделю не дожил до победы!" – переживает племянница Василия Непочтова.

Сюжет, который увидели родные Непочтова, – об австрийской "Книге памяти". В издание вошли 65 тысяч имен советских воинов, погибших на европейской земле. Сверяя мельчайшие детали в сотнях документов, Петер Сиксль буквально вырвал из забвенья имена и фамилии, которые кому-то пустой звук, а кому-то – глухая, но не забытая боль.

"Нельзя, чтобы в мире было столько неизвестных. Пять, десять человек – да. Но не сотни тысяч. Имя – это не просто память, я верю, что мы возвращаем каждому солдату его судьбу", – говорит автор "Книги памяти".

Что Василий Непочтов погиб где-то в Австрии, только предполагали. А Петер Сиксль, автор "Книги Памяти", ведет к стеле с красной звездой на северной окраине Фюрстенфельда, поставленной австрийцами в память о неизвестном солдате. И показывает: вот здесь, под ней, – не меньше 1000 душ, и скорее всего, среди них и Василий Непочтов.

"Потом получила похоронку жена его, детей осталось двое – Коля и Сашка", – вспоминает Семен Непочтов.

Время и место гибели – сокровища неосязаемые, кристаллы памяти.

"Что еще?" – спрашивает брат Непочтова, углубляясь в воспоминания. Наверное, этого – почти безмолвного и интимного семейного эха войны – и добивались авторы необычного издания. Ведь первая тысяча экземпляров отправилась в Россию еще до официальной презентации.

Пусть письма из прошлого дойдут поскорее, пока адресаты еще живы.