МХАТ занят театральным надувательством. Реплика Григория Заславского

В Москве по-прежнему работают и играют спектакли два МХАТа. Когда во второй половине 80-х годов театр разделился, один назвали женским, потому что его возглавила Татьяна Доронина, другой - мужским - во главе его остался Олег Ефремов.

В Москве по-прежнему работают и играют спектакли два МХАТа. Когда во второй половине 80-х годов театр разделился, один назвали женским, потому что его возглавила Татьяна Доронина, другой - мужским - во главе его остался Олег Ефремов. Сегодня многие критики считают, что к легендарному Художественному театру, пусть и в разной степени, не имеют отношения ни МХАТ имени Максима Горького, которым, по-прежнему, руководит народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, ни МХТ имени Чехова, который после смерти Ефремова возглавил народный артист СССР Олег Павлович Табаков. Обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский посмотрел недавнюю премьеру пьесы "Школа злословия" в так называемом женском МХАТе и убедился, что за минувшие десятилетия изменился не только театр, но и его публика.

Самая свежая премьера - "Школа злословия", комедия Шеридана, спектакль, который поставил режиссер из Малого театра Владимир Бейлис. На сайте доронинского театра написано: "Знаменитая комедия Шеридана "Школа злословия" вновь на мхатовской сцене! Тонкий английский юмор, великолепные декорации и костюмы, яркая игра лучших актеров театра".

Салонная английская комедия с английским юмором - актерам доронинского МХАТа она явно не по плечу, они и с ударениями-то не справляются на каждом шагу, ну ладно, через шаг, а сама салонная комедия больше напоминает советскую оперетту, да и то в не лучшем провинциальном исполнении.

Актер, который играет бывшего морского волка, никак не может запомнить, на какую ногу хромает. Весьма почтенный англичанин сэр Питер Тиззл закуривает так, как это обычно делает дворовая шпана, прикрываясь от ветра, причем курит он сигариллу с пластмассовым фильтром, хотя в пьесе, датированной 1777 годом вообще нет указания на то, что герой закуривает.

Но это - мелочи, а вот когда по сюжету один из героев, легкомысленный Чарлз Сэрфес предстает в веселой компании друзей, а в спектакле происходящее на сцене больше похоже на салон на улице Мулен с картины Тулуз-Лотрека, - это уже явное расхождение с мыслями и героями автора.

Но, пожалуй, не меньше, чем спектакль, меня удивила и расстроила публика доронинского МХАТа. Зрителей вроде бы немало, хотя и немного, в партере сидят, даже в бельэтаже, но перед началом очередь выстраивается к администратору и в кассу с направлениями от служб социального обеспечения, вместо билетов они получают приглашения. Да и билеты у многих тоже получены бесплатно. Я опросил больше двух десятков зрителей, мне стало интересно. Так вот, ни один из них не пришел в театр по билетам. Администратор мне сказала: продано 500 с лишним. Но кому? Санаторию "Русь", автобус которого припарковался у театра, Министерству обороны?

Вот тут, мое мнение, происходит надувательство, иначе не скажешь. Вариант двойного бюджетного финансирования: сперва театр получил от государства деньги на спектакль, а потом - государству же продал билеты на то, что вышло в результате его многомесячного творческого процесса. В экономике это называется недобросовестной конкуренцией и даже наказывается. А в искусстве - в искусстве, как я мог убедиться, и тут свои законы.