Роза Хутор: Олимпийский тест-драйв. Специальный репортаж В.Серебровской

Теперь Россия – официально признанная в мире горнолыжная страна. В Роза Хутор прозвучал стартовый сигнал Кубка Европы по горнолыжному спорту. В 2007 году, когда Сочи стал столицей зимней Олимпиады-2014, там катались только любители фрирайда.

Стартовый сигнал прозвучал не только для участников Кубка Европы. Он стал точкой отсчета: теперь Россия официально признанная в мире горнолыжная страна. Это первые соревнования международного уровня и олимпийская примерка на полпути к главному старту: три года до его начала, столько же прошло с того момента, как в Роза Хутор заработала строительная техника.

В 2007 году, когда Сочи стал столицей Олимпийских игр, здесь катались только любители фрирайда. Головокружительные пейзажи Кавказа, сложный рельеф и тонны девственного снега. Иностранцы платили любые деньги, чтобы спрыгнуть с вертолета на вершину горы Аибга. Ее северный склон оказался идеальным местом для олимпийских стартов Сочи.

Как правило, на Олимпиадах соревнования по каждой из десяти горнолыжных дисциплин проводятся на разных склонах, зачастую, на большом расстоянии друг от друга. Уникальность российского проекта заключается в том, что все олимпийские трассы находятся на одной горе, причем с единой финишной зоной, что удобно и для спортсменов, и для зрителей, и для трансляции.

Протяженность трасс в Роза Хутор – 80 километров. Их строят по проекту Бернарда Русси. В прошлом прославленный горнолыжник, сегодня он архитектор альпийских курортов: 30 лет строит трассы для Олимпиад и Чемпионатов мира. Сочи называют одним из лучших его проектов. Судьи этапа Кубка Европы по горнолыжному спорту Екатерина Трусова и Болтов Максим рассказали: "Очень интересная трасса. Мы сами бывшие спортсмены и первый раз видим такую трассу международного уровня. Когда первый раз приехали, все были в восторге". Вице-чемпионка Олимпийских игр 1994 года, президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Светлана Гладышева отметила: "Параметры трассы говорят сами за себя: перепад высот больше 1000 метров, более трех километров длина, очень динамичная, скоростная трасса, с полетами. У нас появилась первая трасса международного уровня для скоростного спуска и супергиганта. Ни в России, ни в СССР такой трассы не было".

Это стало ответом на вопрос, почему российские горнолыжники вот уже 11-й год остаются без медалей на мировых стартах. Победитель российских соревнований Евгений Лисица на этапе Кубка Европы не попал даже в первую тридцатку, но он уверен в том, что если дадут возможность тренироваться на олимпийских трассах, то результат обязательно придет. "Если предложат тренироваться – обязательно соглашусь, соглашусь выступать за Россию", – рассказал он.

Три года до Олимпиады готовиться на Аибге предстоит не только спортсменам. Врачи и метеорологи, технический персонал, судьи и волонтеры. Отсутствие опыта в организации соревнований мирового уровня – таков был главный аргумент противников Сочи как олимпийской столицы. Кубок Европы оказался не просто тестом, а настоящей проверкой на прочность. И первое испытание – сильнейший снегопад: за четверо суток трассы превратились в сплошную целину, метровые сугробы откапывали волонтеры, судьи, технический персонал, метеорологи и врачи. "Даже себя приходилось откапывать, снега было по шею", – вспоминает спортивные волонтер Иван Булатов.

Прогнозировать подобные ситуации в будущем – задача Валерия Лукьянова. Он главный метеоролог Олимпиады в Сочи. Говорит, что объект наблюдения достался непростой: горы в субтропиках, всего в 40 километрах от моря. "Горнолыжный склон является самым сложным в плане погоды. Если у всех остальных видов перепады высот небольшие, то здесь старт в одних условиях, финиш в- других. Наверху идет снег, а здесь солнышко. Если же подняться на самый верх, то там все закрыто облаками", – пояснил он. Но главная сложность для метеорологов заключается в том, что район этот малоизучен. Здесь установят 30 автоматических метеостанций, и на основе их измерений в едином Центре данных синоптики будут составлять так называемый "мелкомасштабный" прогноз.

Впрочем, прогнозы – не панацея от природных катаклизмов. Яркий пример тому – Ванкувер-2010. Плюсовая температура и ливни оставили гору Сайпресс-Маунтин практически без снега, и его пришлось сбрасывать вертолетами и завозить грузовиками. И хотя в феврале в Красной Поляне снег есть всегда, здесь решили опробовать финскую технологию "прошлогоднего снега" – попросту сохранить его на складе до следующей зимы. Генеральный директор горнолыжного комплекса "Роза Хутор" Сергей Бачин рассказал: "Некоторые перешейки сейчас буквально завалены снегом, его там много, в пять раз выше человеческого роста. Сейчас мы тренируемся снег складировать, прятать, накрывать, следить за тем, как он себя ведет в течение летнего сезона".

Благодаря влажному субтропическому климату, снег в Красной Поляне очень мягкий. Когда по нему едешь, создается впечатление, что плывешь на доске. Это очень нравится любителям фрирайда, да и просто любителям горных лыж. А еще из него получаются отличные снежки.

Для спортсменов такие свойства снега не достоинство, а недостаток. По правилам ФИС, перед началом соревнований его необходимо смешать с искусственным: он более жесткий, не прилипает к лыжам и обеспечивает идеальное скольжение. Особая гордость организаторов – система "оснежения". Она начинает производить снег при температуре всего минус полтора градуса. Главный элемент системы – насосная станция, самая большая в мире. 160 снежных пушек способны за ночь засыпать склоны полутораметровыми сугробами. Вместе с ними на горе трамбуют снег ратраки. Покрытие спортивной трассы должно быть очень плотным, и водителю предстоит десятки раз подняться и спуститься по склону. Лишь тогда получится правильный "вельвет". Утром иностранные специалисты проверят, соответствует ли он мировым стандартам. Водитель ратрака Иван Олейников рассказывает: "У нас старший – новозеландец Пит. Он приходит, проверяет, говорит: "Все гуд…" Всю ночь работаем, до тех пор, пока идеально не будет".

Специалисты Федерального медико-биологического агентства могут сами любому преподать мастер-класс оказания экстренной помощи пострадавшему. Там, где произошла чрезвычайная ситуация, всегда работает их "реанимация на колесах". А вот на спортивные соревнования это первый выезд. Медики тестируют уникальный госпиталь на базе четырех полноприводных автомобилей. Во время Олимпиады он будет развернут как раз в зоне финиша горнолыжных трасс. Здесь и аппарат искусственной вентиляции легких, и мониторы слежения, дозаторы для введения лекарств, ультразвук. Кроме того, госпиталь оснащен единственным в стране транспортируемым магнитно-резонансным томографом. С его помощью проводят полную диагностику при переломах и тяжелых травмах головы.

Если же спортсмену необходима срочная реанимация, то в воздух поднимается медицинский вертолет. Его уже опробовал один из участников Кубка России. Руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба рассказал: "Он же был без сознания. Бригада уложила его на носилки, вертолет завис. Он глаза открывает и спрашивает: "Это что, вертолет? Я не полечу". На вопрос "почему" спортсмен из Австрии признался, что из-за того, что деньги платить нужно, а у него столько нет. В Австрии у него такое было... Ему объяснили, что здесь все за счет государства".

Но сравнивать Австрию и Сочи пока нельзя. Иностранных туристов на склонах Розы Хутор немного, пока здесь полностью готовы только спортивные объекты, а все остальное в стадии проектов или строительства, которое обещают завершить через два года. Наверху возводят олимпийскую деревню на две с половиной тысячи мест, внизу – целый город: шесть гостиниц, парковку, торговый центр и множество кафе. Сейчас открыто лишь одно заведение – элит-столовая "Лыжелюб". Днем там работает столовая с демократичными ценами, вечером ресторан, а после полуночи – ночной клуб. Во время соревнований в ней был организован пресс-центр. Ресторатор Вячеслав Горшков рассказал: "Насколько меня ориентировали, Роза Хутор – это семейный курорт, демократичный. Здесь даже курить запретили, чтобы дети не видели пример курящих взрослых".

Свой небольшой бизнес открыл неподалеку и банщик Сергей. Его предложение эксклюзивное – русская баня по-черному, все сделано по канонам XVI века. Притока клиентов он ожидает уже следующей зимой: в декабре Роза Хутор начнет работать как полноценный горнолыжный курорт, рассчитанный на 10 тысяч туристов в день.

Еще одно эксклюзивное предложение Сочи – панорама с вершины Аибги. С трех сторон горы, с четвертой – море, его хорошо видно в ясную погоду. Кавказские горы спортсмены из Европы увидели впервые. Кто-то из них сюда вернется в следующем году на Кубок мира, кто-то в 2014 году выступит на Олимпиаде. Здесь уже все будет по-другому, кроме вида на заснеженные вершины Кавказа.