"Война и мир" в объективе Марка Рибу

Читайте нас в Telegram

В Москве в галерее "К35" открылась выставка патриарха французской фотографии Марка Рибу. "Делать фотографии - это словно слушать музыку", - говорил фотограф. Сейчас его снимки хранятся в лучших музеях мира, а галерея "К35" представляет 16 фотографий, сделанных в странах Востока.

Мальчик-дикарь из джунглей впервые видит фотографа. Снимок сделан в Непале в 1958 году. По ту сторону объектива - Марк Рибу.

"Сам фотограф говорит: я обезличен, я просто фотографирую, я фиксирую момент. Но все равно, мне кажется, хотя фотография и сделана машиной, но за машиной стоит человек, и характер в фотографиях Марка Рибу чувствуется", - рассказывает Мария Саава, директор галереи "К35".

Первый снимок был сделан в 13 лет на довоенный Kodak. Патриарх французской фотографии до сих пор не признает цвета и цифровой обработки. Он прославился в 1953 году. В те годы его начали печатать Life, Geo, National Geographic. В 70-х возглавил звездное Magnum Photos - первое в мире фотоагентство, славящееся репортажными снимками. Именно объектив Марка Рибу рассказал миру о войне во Вьетнаме и культурной революции в Китае. Сейчас те снимки хранятся в лучших музеях мира, а московская галерея "К35" представляет 16 фотографий, сделанных уже в мирное время в странах Востока.

"Вот это очень ироничная фотография, которая отражает некий такой двоякий смысл. "Мандариновые сады" в Шанхае. При первом взгляде мы видим зайчика. Природа, прекрасная атмосфера, красота. Но приглядевшись, видим, что это завязанный узелком пакет с мусором. Ну и тут сразу, наверное, такие мысли идут о проблемах глобального масштаба", - объясняет Мария Саава.

14-й Далай-лама. Здесь ему всего 21 год. Снимок сделан в Тибете. Рядом - фотозарисовка из Камбоджи конца 60-х годов: в речном порту разгружают кокосы. А это пейзажная фотография из Китая.

"Район Хуаншань в Китае. И это тоже одна из отличительных черт стиля Рибу - затуманенный, немного неясный пейзаж, с уходящей вдаль перспективой. Очень глубокий и при этом очень романтичный и вызывающий в нас какие-то самые высокие чувства", - показывает Александр Певак, искусствовед.

Без лишней экспрессии, по-французски, его элегантные фотографии останавливают время. Кажется, этот мальчик, снятый в 1955 году, так и стоит на узорчатом мосту у пролива Босфор.

"На проливе мы видим огромные корабли, теплоходы, промышленные судна. В то же время мост с узором, выбитым на нем, создает некоторую романтическую составляющую. И ребенок - он как бы выглядывает в окошко на этот серьезный и значимый мир сквозь узор", - поясняет Мария Саава, директор галереи "К35".

"Делать фотографии, - говорит Марк Рибу, - это словно слушать музыку". Его мелодия будет звучать в Москве до 3 апреля.

Сегодня