В Петербурге пройдут похороны создателя атомных подлодок

В Петербурге пройдут похороны генерального конструктора атомных подлодок Сергея Ковалева. Он скончался 24 февраля. О жизненном пути того, по чьим проектам создавался стратегический подводный флот страны.

В Петербурге пройдут похороны генерального конструктора атомных подлодок Сергея Ковалева. Он скончался 24 февраля. О жизненном пути того, по чьим проектам создавался стратегический подводный флот страны.

На его счету столько же подлодок, сколько и его лет жизни – 92. Сначала парогазовая С-99, потом первая советская атомная, наконец, "Акула" размером с московский Манеж. В Книгу рекордов Гиннеса ее занесли как самую гигантскую субмарину. Себя, правда, конструктор Сергей Ковалев считал просто дирижером.

Во дворе ЦКБ "Рубин" в Петербурге стоит памятник самой первой подлодке России. 1901 год. С тех пор было построено около 250 субмарин. И почти половина из них, четыре поколения, связаны с именем Ковалева. В "Рубин" он пришел еще во время войны, сначала рядовой, потом – главный конструктор, в течение 40 лет. По его проектам, с нуля, создан стратегический атомный подводный флот.

Каждую субмарину он спускал на воду, а потом испытывал вместе с экипажем сам. В 1969году командир легендарной К-19 Юрий Бекетов первым в мире совершил с подлодки восьмиракетный залп. Сергей Никитич, как всегда, во время тестов был на борту.

Себя Сергей Никитич называл миротворцем. Ведь атомоходы, один мощнее другого, по пять-шесть в год, он создавал ради ядерного паритета и сдерживания, а значит мира. Весь флот, таинственные проекты, его имя – все было засекречено. Ковалев вспоминал в мемуарах, что проектирование подлодок заполняет жизнь от края до края.

Намалеванных натюрмортов и пейзажей в ЦКБ не меньше, чем макетов подлодок. Не чертить, а рисовать он начал в 70 лет. И так удачно, что его талант признали в Академии художеств.

На видеокадрах Сергея Никитича поздравляют с 90-летием. Он все еще тестировал лодки и ракеты. Следил за тем, как из Баренцева моря запускали межконтинентальную "Синеву". Булаву с крейсера "Дмитрий Донской", это его, обновленная "Акула". Еще Ковалев занимался ледостойкими платформами. С них на шельфе можно добывать нефть и газ. И все равно признавался, что хоть он и прожил "от примуса до звездолета", но какая она жизнь, до конца так и не разобрался.