Россия начала переход на водительские права нового образца

1 марта россиянам начинают выдавать водительские удостоверения нового образца – теперь это пластиковая карта с несколькими степенями защиты и штрих-кодом, который позволит инспектору быстрее проверять личные данные водителя и при необходимости внести их в протокол сразу в электронном виде.

1 марта россиянам начинают выдавать водительские удостоверения нового образца – теперь это пластиковая карта с несколькими степенями защиты и штрих-кодом, который позволит инспектору быстрее проверять личные данные водителя и при необходимости внести их в протокол сразу в электронном виде.

Введение новых прав не повлечет за собой массовой замены документов – нынешние удостоверения остаются действительными и будут меняться по истечению срока их действия.

История "водительского удостоверения" в России насчитывает более ста лет. Началось все с того, что в мае 1895 года градоначальник Петербурга генерал- лейтенант барон фон Валь выдал разрешение "в виде опыта" двум жителям Петербурга ездить по городу на моторных велосипедах. С появлением первых автомобилей в городах Российской империи, власти сразу же озаботились разработкой правил дорожного движения. Уже 11 сентября 1896 года министр путей сообщения князь М.И. Хилков подписал постановление о порядке перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах.

Первый российский шофер получил удостоверение на управление автомашиной в 1900 году. Документ был введен постановлением Санкт-Петербургского градоначальника "О порядке пассажирского движения на автомобиле". Дореволюционные права содержали сведения об их владельце и его фотографию. Для их получения уже надо было сдавать экзамены, притом проверялось не только умение управлять автомобилем, но и знание городской географии.

В октябре 1909 года Россия в числе 12 государств подписала международную конвенцию Парижской конференции по урегулированию автомобильного движения, которая выработала "Общие правила езды по дорогам на автомобилях". Конвенцией вводился возрастной ценз на управление автомобилем – 18 лет, устанавливался запрет на использование звуковых сигналов в населенных пунктах, регулировались правила обгона, проезда перекрестков и т.д. В стране была введена принятая за рубежом форма водительского документа.

В 1914 году было принято "Обязательное постановление об испытании и регистрации шоферов при Городской Управе". Такие испытания проводились 4 раза в месяц специальной комиссией. При положительном результате испытаний выдавалась шоферская книжка с указанием класса и разряда автомобиля, право вождения которого предоставлялось шоферу.

Совет народных комиссаров в 1923 году утвердил "Свидетельство на право управления экипажем", которое имело три категории. Высшая категория предполагала стаж вождения не менее шести лет, а также умение отремонтировать автомобиль. Новые документы выдавались местной администрацией и имели различную форму. Это приносило определенные неудобства: свидетельства, выданные в Киеве, например, не признавались в Москве или Петербурге.

В 1936 году выдавать "водительские удостоверения" стали органы внутренних дел, они приобрели новую единую форму, а также новое название – "удостоверение шофера". Постановлением Совета Министров РСФСР от 1956 года Госавтоинспекции было предоставлено право лишать водительского удостоверения.

В 1968 году СССР присоединился к международной Венской конвенции о дорожном движении. В начале 70-х годов конвенция была дополнена, и в стране впервые появилось международное водительское удостоверение. Тогда же были введены пять категорий водительских прав, каждая из которых обозначает право на управление определенным видом транспортных средств. В 1999 году ввели новый образец водительских прав, который в последствии был видоизменен.

В настоящее время в России удостоверение выдается в двух вариантах. Первый представляет собой пластиковую карточку в форме бумажного заламинированного бланка размером 75 на 105 мм. Второй – в форме пластиковой карточки размером 54х86 мм, сообщает ИТАР-ТАСС.