Ливийская оппозиция начала формирование регулярных войск

Американский президент Рональд Рейган называл Муамара Каддафи "бешеным псом"
Повстанцы штурмуют Рас-Лануф
Повстанцы штурмуют Рас-Лануф
Американский президент Рональд Рейган называл Муамара Каддафи "бешеным псом"
Повстанцы штурмуют Рас-Лануф
Повстанцы штурмуют Рас-Лануф
Обстановка в Ливии остается очень напряженной. Восток страны контролирует оппозиция, в качестве оружия – все, что смогли найти. Армия Каддафи наносит точечные удары по восставшим городам. Жители Триполи готовят бунт. Но пока из ливийской столицы поступают сообщения только о единичных столкновениях.

Ситуация в Ливии остается очень напряженной. Восток страны контролирует оппозиция, в качестве оружия – все, что смогли найти, даже довоенные винтовки. Армия Каддафи наносит точечные удары по городам, захваченным оппозицией. Жители Триполи готовят бунт. Но пока из ливийской столицы поступают сообщения только о единичных столкновениях.

Линии фронта в Ливии нет. Армия Каддафи наносит точечные удары по плацдармам оппозиции в городах, широко раскиданных по пустыне. Вокруг поселений только едкий песок. То и дело противники обмениваются выстрелами устрашения в ожидании реального боя.

Аждабия окружена до зубов вооруженными блокпостами. Оппозиционеры досматривают каждый автомобиль. Здесь опасно и повсюду следы боестолкновений.

"Смотрите, вот что оставили нам солдаты Каддафи, когда уходили. У нас здесь все стены такие", – показывает один из местных жителей.
Оппозиция быстро учится воевать. В Аждабии зенитчики сбили истребитель. Раненого пилота доставили в тюрьму Бенгази. Проблем с оружием у оппозиции, похоже, нет. Эту винтовку начала прошлого века дед отдал внуку, чтобы он освободил Ливию от власти Каддафи.

"Воюем всем, что смогли достать. Мы добьемся того, чтобы Каддафи ушел. За три дня мы пережили три авианалета, но некоторые пилоты не бомбили город, они отказываются выполнять приказы. А это крыло миража, который сбрасывал на нас бомбы", – говорит Салим Мухтар Сулейман, член повстанческой организации.

Правительственные войска перед уходом из Аждабии бросили здесь гигантский арсенал. Накануне его пытались уничтожить с воздуха, но пилоты промахнулись. Оппозиция уверена, что намеренно.

"Площадь складов – 70 квадратных километров. Оружие под землей: танки, пулеметы, автоматы. Но мы не можем их использовать и даже войти туда. Здесь все вокруг заминировано", – объясняет Аттия Муххамад.

Ангары, замаскированные песком, хорошо видны. Эти склады – огромная мина замедленного действия. В руках у оппозиции и армии много советского оружия – наследие непродолжительной дружбы СССР и Ливии. "Упаковщица Иванова, 1976 год" – гласит надпись на ящике с зарядами для гранатометов.

Кто придет к власти, если Каддафи будет свергнут? Многие жители опасаются, что радикальные течения могут использовать переходную ситуацию в своих целях. Но в штабе повстанцев отрицают намерения тотально и насильно исламизировать Ливию. Лидеры оппозиции заседают в здании суда в Бенгази, увешанном карикатурами на Каддафи.

"У нас в Ливии нет радикалов и религиозных сект. Все население – сунниты, большинство жителей – молодые люди до 30 лет. Им нужны единая страна, демократия, Twitter, Facebook (запрещена в РФ) и столица в Триполи", – уверяет Мустафа Гениани, член национального совета Ливии.

В национальном совете заявили, что уже формируют регулярную армию. На улицах Бенгази появляется все больше людей, одетых в форму регулярных войск.

О наступлении на Триполи речи пока нет. Новостей из столицы поступает мало. Правда, накануне Каддафи все же дал первое интервью иностранным журналистам.

"На улицах все спокойно. Никто против меня не выступает. Мой народ любит меня, они умрут за меня, а то, что происходит – дело рук "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы", – заявил он.

Кроме журналистов иностранцев в Ливии не осталось. Эвакуированы все. Как напоминание о строителях из России – плакат на шоссе: первые 500 метров железной дороги Бенгази-Сирт – этот город родной для Каддафи – и памятный камень, заложенный у полотна. Чтобы вернуться сюда, нужен мир. О том, что он наступит совсем скоро, заявляют по обе стороны баррикад.