Павел Астахов: договор об усыновлении с США подпишут к началу мая

Павел Астахов: договор об усыновлении с США подпишут к началу мая
Завершился очередной раунд российско-американских переговоров о подписании договора об усыновлении, начавшийся в понедельник. Минобрнауки надеется, что это будет межгосударственный, а не межправительственный документ - это, по словам чиновников, даст ему более мощный статус.

Завершился очередной раунд российско-американских переговоров о подписании договора об усыновлении, начавшийся в понедельник. Минобрнауки надеется, что это будет межгосударственный, а не межправительственный документ - это, по словам чиновников, даст ему более мощный статус. В документе будет четко определено, на какой территории будет действовать данный договор. Ход переговоров с американской стороны курирует лично Хиллари Клинтон, сообщил в своем Twitter уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Он рассказал в эфире "Вестей ФМ" все подробности.

"Вести ФМ": Правильно ли я понимаю, что договор об усыновлении в США практически уже готов и вот-вот он будет подписан?

Астахов: Он практически готов, потому что сейчас все свелось к техническим согласованиям. Подписание договора будет к началу мая, когда будет встреча министра иностранных дел с госсекретарем Соединенных Штатов Америки. Потому что этот вопрос курируется именно руководителями этих ведомств. И представители американской делегации сказали прямо, что госпожа Хилари Клинтон как раз говорит о том, что этот договор надо скорее завершать и подписать в ближайшее время. Ну, ближайшее время – возможно, это начало мая.

"Вести ФМ": Что договор этот даст нам? Какие изменения там были по ходу обсуждения?

Астахов: Все изменения, которые вносились, не носили существенный характер, касались признания решения российских судов в Америке, прежде всего, количества агентств, которые будут работать после заключения данного договора, действия договора, что называется, в обратную сторону, то есть имеющего обратную силу, взаимное действие договора, потому что по этому договору возможно усыновление как российских детей американцами, так и американских россиянами. Это касалось подготовки кандидатов в усыновители и проверки сведений, которые они присылают, и, конечно же, в большей степени это касалось возможности осуществления контроля за детьми, которые из России вывозятся в Америку. Потому что это самый болезненный вопрос и имеющий самые тяжелые последствия. При отсутствии контроля мы не всегда вовремя можем реагировать и помогать нашим детям, которые попадают в тяжелую жизненную ситуацию с родителями-усыновителями в Америке, если они не следят за ребенком и наоборот причиняют ему вред, здоровью его, моральному состоянию ребенка. Поэтому эти вопросы, учитывая американское понятие "прайвеси", то есть право на частную личную жизнь, как раз были самыми сложными. Но тем не менее. Американцы с пониманием относятся к этому, потому что они соглашаются с тем, что мы должны знать о судьбе наших детей, которые остаются до совершеннолетия гражданами России, и не только консульская помощь должна оказываться, но и социальная помощь. И мы должны иметь возможность в любой момент проверить благополучие ребенка и вмешаться в ситуацию, которая угрожает жизни и здоровью, благополучию ребенка.

Эти вопросы они как раз и обсуждались, и нужно было их обсуждать, чтобы понятно было, как, в какой момент и каким образом должны реагировать социальные службы, как мы можем проверять благополучие ребенка и ситуацию, в которой он находится в приемной семье, и каким образом это должно осуществляться. Для этого будет создана специальная совместная комиссия, куда войдут представители и российской стороны, и американской, которая будет рассматривать все самые сложные ситуации, вопросы, связанные с дальнейшей жизнью ребенка. В частности, например, возможность отмены усыновления в той критической ситуации, в которую может попасть ребенок, и в том числе возврат ребенка обратно в Россию. Все вопросы – их достаточно много – обсуждены в настоящий момент, и теперь, конечно, все готовиться будет для подписания договора.

"Вести ФМ": Не станет ли процесс усыновления более забюрократизированным? То есть просто не будут заинтересованы американские граждане усыновлять наших детей.

Астахов: Нет, абсолютно. Даже в условиях, когда мы фактически объявили мораторий, не юридический, а такой фактический, снизилось число усыновлений, но заявок огромное количество со стороны американских кандидатов в усыновители. Как раз американцы очень хорошо понимают, потому что американцы – все-таки люди, давайте честно признаем, более законопослушные, люди, которые сперва читают закон, а потом свои шаги планируют. Поэтому в этой ситуации они как раз с пониманием относятся. Никто не может понять, почему до сего момента – почти 17 лет идет иностранное усыновление – у нас таких договоров не было. Я считаю, в этом было основное упущение и недоработка. Поэтому то, что договор такой появляется, это как раз закономерно, понятно, логично и оправдано. А вот то, что его не было, на мой взгляд, это просто преступно.

Комментарий Павла Астахова слушайте в аудиофайле