The Economist: небо с овчинку полковнику Каддафи устроить непросто

Американский президент Рональд Рейган называл Муамара Каддафи "бешеным псом"
Ливийский диктатор, похоже, намерен идти до конца. Конечно, решимость Каддафи погубить как можно больше своих сограждан перед собственной скорой гибелью – далеко не благо для Ливии. Но в реальности все может быть гораздо хуже.

Ливийский диктатор, похоже, намерен идти до конца. Конечно, решимость Каддафи погубить как можно больше своих сограждан перед собственной скорой гибелью – далеко не благо для Ливии. Но в реальности все может быть гораздо хуже, пишет The Economist. Вполне вероятно, что патовая для Запада ситуация в стране позволит полковнику Каддафи успешно восстановить свою власть на востоке. С другой стороны перед Ливией маячит вполне реальная перспектива кровавой гражданской войны и гуманитарной катастрофы.

От пустой риторики о растущей нелегитимности ливийского лидера Запад, наконец, перешел к серьезной дискуссии о том, какую же практическую помощь можно оказать повстанцам. 28 февраля британский премьер Дэвид Кэмерон в обращении к парламенту заявил, что “попросил главу минобороны поработать с союзниками над планами по созданию над Ливией закрытого для военной авиации неба”. На следующий день глава американского министерства обороны Роберт Гейтс предупредил об опасности интервенции еще в одну мусульманскую страну. Гейтс объявил, что послал к Ливии два военных корабля – но исключительно с гуманитарной миссией.

К использованию иностранных сил для смещения полковника Каддафи есть много серьезных противопоказаний – в частности для Америки. Во-первых, интервенцию вряд ли примет с восторгом вся ливийская оппозиция. Во-вторых, точных данных о том, что происходит на ливийской земле настолько мало, что отделить друзей от врагов в случае интервенции будет крайне трудно. У Америки есть и исключительно свои резоны: она не хочет оттягивать силы из Афганистана и вовсе не горит желанием поддерживать имидж страны, сваливающей арабских диктаторов.

Однако закрытие неба над Ливией - мера, безусловно, имеющая под собой разумные основания. ВВС Каддафи - главный козырь в попытке ливийского диктатора удержаться у власти. Вряд ли режим будет использовать бомбардировщики в условиях уличных боев - это не самое лучшее оружие в подобной ситуации. А вот 30 военных вертолетов (Ми-25 и Ми-35), находящиеся в распоряжении армии Каддафи, вполне могут поднятья в воздух.

Следует отметить, что есть еще и транспортная авиация. 23 самолета Ан-26, 25 самолетов Ил-76, и наконец, 15 машин С-130. Есть также транспортные вертолеты: 4 машины Boeing Chinook, и несколько Ми-8 и Ми-17 еще советских времен. Согласно мнениям аналитиков, транспортная авиации – одна из самых действенных частей ливийских ВВС. Способность полковника Каддафи оперативно перебрасывать силы из одного конца довольно большой страны в другой была уже продемонстрирована.

Согласно разведданным, ливийский лидер готовился к сегодняшней ситуации много лет. За исключением хорошо оснащенных ВВС, 50-тысячная ливийская армия никогда не пользовалась доверием режима и содержалась на голодном пайке. Полковник Каддафи и его сыновья создали свою личную армию - 20 тысяч хорошо вооруженных и хорошо обученных бедуинов, преданных их клану, плюс наемники из Чада и Нигера, которым также щедро платили.

Именно натренированные бедуины Каддафи, переброшенные авиацией из Сахары, жестоко подавили выступления оппозиции в Триполи 21 февраля. Спустя несколько дней ВВС также была отведена ключевая роль в плане Каддафи вернуть контроль над городами рядом с Триполи. Еще одна проблема оппозиции: как двинуть свои силы из форпоста в Бенгази на столицу. Это дорога длинной в 1000 километров, на которой силы повстанцев будут уязвимы для ударов с воздуха. В итоге без введения бесполетной зоны восстание против Каддафи вполне может захлебнуться. Однако принятие этой меры – вовсе не гарантия того, что кровопролитие будет остановлено. Так, закрытие неба над Боснией не остановило массового убийства в Сребренице в 1995 году.

Конечно, решив закрыть небо над Ливией, коалиционные ВВС должны будут нейтрализовать – попросту уничтожить - ливийские средства ПВО, которые включают в себя около сотни самолетов МиГ-25 и 15 самолетов Mirage F-1, оснащенных надежными советскими ракетами класса "воздух-воздух" и большим арсеналом ракет класса "земля-воздух" российского производства. Конечно, вряд ли пилоты полковника Каддафи окажутся опытнее иракских, не сбивших за 11 лет ни одного из самолетов коалиции, патрулировавших закрытое воздушное пространство над страной. И все же определенный риск, по мнению экспертов, есть.

В любом случае, перед закрытием неба над Ливией Америка, Британия и Франция с Италией (если присоединятся) должны задать себе пару очень важных вопросов. Вопрос первый: как долго союзники намерены держать под прицелом воздух Ливии, если Каддафи ухитрится пережить этот кризис? Вопрос второй: как далеко намерены зайти союзники с ограничениями? Взять на прицел ливийские дороги, чтобы режим не смог перемещать свои войска по земле? Без санкции ООН все это очень проблематично и неоднозначно. Так что, свалить полковника Каддафи - задача не из легких не только для ливийской оппозиции, но и для ее западных доброжелателей.