Бенедикт XVI не первым снял обвинения с евреев. История с Андреем Светенко

Папа Римский Бенедикт XVI в своей новой монографии предложил переосмыслить библейское обвинение еврейского народа в распятии Иисуса Христа. Информация об этом, естественно, вызвала большой интерес. И отнюдь не только у клерикальной общественности.

Папа Римский Бенедикт XVI в своей новой монографии предложил переосмыслить библейское обвинение еврейского народа в распятии Иисуса Христа. Информация об этом, естественно, вызвала большой интерес. И отнюдь не только у клерикальной общественности.

Хотя суть вопроса как раз в теологической трактовке фундаментального текста Евангелия от Матфея. В 25 столбце 27 главы говорится, что в ответ на предложение прокуратора Иудеи Понтия Пилата помиловать одного из трех приговоренных к смерти бунтовщиков - Иисуса из Назарета - толпа истово кричала: "Да будет распят. Кровь его на нас и на детях наших". На протяжении столетий этот фрагмент Евангелия служил идейной основой преследований, гонений, погромов и массовых убийств евреев по всему миру.. В известной степени такое толкование Евангелия и по сей день служит моральным оправданием для бытового антисемитизма.

Папа Римский предложил новое понимание этих канонических строк. По словам понтифика, пролитая кровь Иисуса Христа "имеет искупляющее свойство" и не может служить в качестве проклятия, адресуемого целому народу.

Некоторые обозреватели поспешили указать в качестве причины такого решения Папы Римского на его национальность - Бенедикт XVI немец - и на обстоятельства его биографии в годы Второй мировой войны. Полагая, что немцы де исчерпали коллективный комплекс вины за преступления нацистского режима, и готовы подвести черту под взаимными обвинениями. На наш взгляд, это совершенно неочевидно. Ни о каком пересмотре исторической ответственности за Холокост в Германии речь на сколько-нибудь заметном уровне не идет.

И тут самое время напомнить, что названное выше толкование Евангелия Бенедиктом XVI - само по себе не ново. Еще в 1965 году на Втором Ватиканском соборе Римско-католическая церковь официально осудила трактовку Священного Писания, подразумевающую коллективную вину еврейского народа за распятие Христа. "Крестные муки Спасителя не могут быть поводом для обвинения всем евреям, ни жившим тогда, ни живущим сейчас".

Кстати, инициатива такого решения принадлежала Папе Иоанну XXIII, известному своими левыми политическими взглядами. Иоанна XXIII за глаза даже называли "красным папой". Но, никому в голову не пришло тогда утверждать, что именно это стало причиной такой позитивной и миротворческой позиции Римско-католической церкви в отношении приверженцев другой религии.

История с Андреем Светенко на радио "Вести ФМ"