Государство будет выбивать алименты жесткими мерами

Государство будет выбивать алименты жесткими мерами
Министерство юстиции разработало масштабную программу по совершенствованию системы взимания долгов. С одной стороны, предлагается расширить права судебных приставов, с другой - применить к должнику такие меры, чтобы выплата долгов стала для него жизненной необходимостью.

Министерство юстиции разработало масштабную программу по совершенствованию системы взимания долгов. С одной стороны, предлагается расширить права судебных приставов, с другой - применить к должнику такие меры, чтобы выплата долгов стала для него жизненной необходимостью. Самыми злостными неплательщиками по-прежнему являются алиментщики. Что собираются с ними делать юристы ведомства, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Беляева.

Беляева: Более 10 миллионов россиян по решению суда должны выплачивать алименты, десятая часть этого списка упорно не желает исполнять свой гражданский долг. Общая задолженность несознательных отцов и матерей составляет свыше миллиарда рублей. Напомню, алименты - это 25% от зарплаты должника. Впрочем, суд может принять и иное решение, - поясняет адвокат московской коллегии "Князев и партнеры" Антон Лелявский.

Лелявский: Каждое конкретное дело рассматривается отдельно. Если у человека нестабильный доход или если он не работает, то суды часто взыскивают с него твердую сумму. Если же человек работает и у него есть официально подтвержденный источник дохода, то назначаются алименты в долях к заработку.

Беляева: Процентная мера жесткая и вынуждает граждан уклоняться от выплаты алиментов. Минюст предлагает назначать по суду твердую сумму. Специалисты ведомства отмечают, что процентный механизм взимания алиментов - это ущемление прав детей должника в новом браке. Но тогда в проигрыше оказывается алиментополучатель, возражает адвокат коллегии "Еким и партнеры" Роман Сорокин.

Сорокин: Можно процент от зарплаты заменить фиксированной твердой суммой, но представьте - на момент вынесения решения судом человек получал сто тысяч, ему присудили 25% - 25 тысяч. А где-то через полгода он будет получать 300 тысяч. А мы взыскателю оставляем фикс, те же 25 тысяч. А он мог бы получать больше при процентной схеме.

Беляева: Другая норма программы Минюста наступает уже на права должника. Предлагается забирать у него водительские права или охотничий билет. Юридически некорректная форма, замечает Роман Сорокин.

Сорокин: То, что предлагается, не совсем правильно, потому что пристав, выполняя решение суда, должен обращать внимание на имущество должника, но не лишать его каких бы то ни было прав. Водительские права - это не имущество.

Беляева: Кстати, если должник официально занимается частным извозом или охотничьим и рыболовным промыслом, соответствующие права у него отбирать не будут. Права и охотничий билет - это не выдумка российских юристов, а международная практика, которая помогла многим зарубежным странам решить проблему уклонения от алиментов, уверена глава думского комитета по делам семьи Елена Мизулина.

Мизулина: Там такие жесткие нормы! Если есть долг по алиментам, то неплательщик себе ничего, кроме продуктов, купить не может. Если он покупает телевизор, он у него изымается, лицензия на охоту тоже. То есть все идет в счет уплаты алиментов. Меняет паспорт - ему не выдают новый, пока он не расплатится по алиментам.

Беляева: В свою очередь депутаты Госдумы предложили создать Государственный фонд, из которого будут выплачиваться минимальные алименты на содержание несовершеннолетних детей. Кстати, подобный фонд существовал в советские времена, но прекратил работу с распадом СССР. Фонд, по мнению депутатов, мог бы стать основой для базовых выплат. Например, 1200 рублей на одного ребенка, 1800 на двоих, 2400 на троих. Этот минимум будет выплачиваться из алиментного фонда, остальное будет выбивать государство, в том числе путем жестких мер, предложенных Минюстом.