Экономия привычек. Специальный репортаж Ю. Пономаревой

Бельгиец Даниэль Сепик с женой Марал любили отдыхать не меньше четырех недель в году, ездить за границу. Пусть даже и в соседнюю Францию, но на хорошие курорты. Ужинать в ресторанах. В общем, жить в свое удовольствие. Но с недавних пор в семье новое правило – экономить. На всем.

На каждую силу всегда найдется достойная противосила – об этом еще Ньютон говорил. Даже на силу привычки. Бельгиец Даниэль Сепик с женой Марал любили отдыхать не меньше четырех недель в году, ездить за границу. Пусть даже и в соседнюю Францию, но на хорошие курорты. Ужинать в ресторанах. В общем, жить в свое удовольствие. Но с недавних пор в семье новое правило – экономить. На всем.

По вечерам семья собирается у камина. Так они теперь экономят, точнее, как говорит сам Даниэль, рациональнее подходят к затратам. Топить дом газом дорого. Экономия – это тоже одна из европейских привычек, но в последнее время она все чаще превращает остальные привычки во вредные – для семейного бюджета.

"Насчет, чтобы выехать на море или на лыжах – меньше и реже. Если раньше лыжи две недели, то сейчас неделя. Так же и на море", – говорит Даниэль Сепик.

Продуктов в холодильнике, конечно, меньше не стало. И хотя супермаркетам Марал, уроженка Туркмении, и раньше предпочитала рынки выходного дня, то теперь она заходит в большие магазины еще реже. Разве что за мясом в скидочных акциям.

"Здесь у меня мясные продукты. В целях экономии я знаю определенные дни, промо, свежие, очень хорошая цена", – рассказывает Марал Сепик.
Ужин в ресторане бьет по кошельку. Но и дома питаться стало накладнее. Цены на продукты выросли. Причем, больше всего подорожали фрукты и овощи – на 3 и 6 процентов.

"Трант Гларьез" – тридцать блистательных лет – так называют французы послевоенные годы. Потом случился энергетический кризис, и с 80-х запросы в стране стали куда скромнее. Сейчас эпитет "Гларьез" к своей жизни среднестатистический француз вряд ли применит.

"Нынешнему поколению приходится так или иначе расплачиваться за поколение предыдущее, и, может быть, первый раз мы имеем во Франции поколение, которое живет хуже, чем жили их родители", – говорит Павел Шинский, генеральный директор Французской торгово-промышленной палаты в России.

Несмотря на низкие кредитные ставки – а большинство французов живет в кредит и рассрочку – настроение портят высокие налоги. Не помогает и "налоговый щит" Саркози – ограничение высшей ставки налогообложения 50%.

"Наверное, надо говорить о том, что случилось, – это понижение уровня жизни, изменилось потребительское поведение. Во Франции это выражается тем, что люди подстраиваются под другие форматы. Они меньше отдыхают, очень резкое снижение количества французов, выезжающих не только за пределы Франции, но даже за пределы своего города и региона. Зато сильно усилились покупки интеллектуальных товаров, развлекательных товаров, как home video", – сообщил Павел Шинский.

Исследование европейского потребительского потенциала за 2010 год показало, что каждая нация экономит по-своему. Голландцы и австрийцы покупают самые дешевые продукты, большинство немцев складывают мелочь в свинью-копилку – за год набегает около полутора тысяч евро – эти деньги жители Германии тратят на отпуск. Чехи следят за скидками, а англичане даже устраивают интернет-аукционы просроченных продуктов и экономят на кипятке для чая. Чайник в офисах теперь кипятят на весь отдел и пытаются отменить традицию заваривать любимый напиток в своей посуде, так как на это уходит больше воды.

Если раньше в ресторанах искали свободный столик, то теперь куда сложнее найти занятый. С понедельника по пятницу итальянцы едят дома. Вот уж на чем щедрые, как и сама солнечная Италия, люди никогда не экономили, так это на продуктах. Но постепенно из меню половины семей исчезла рыба – дорого, а оливковое масло – гордость Апеннин – они заменяют рафинированным кукурузным. Страдает и знаменитая средиземноморская диета – фрукты и овощи – ее залог и основа – попали под статью экономии. Как, впрочем, и многое другое.

"Семьи выработали следующую стратегию – перестали ходить в обычные магазины. Они идут в большие стоковые центры, ищут акции, предложения по скидкам – все, что поможет сэкономить на продуктах и вещах. Никаких больше специализированных и монобрендовых магазинов", – сообщила Лаура Саббадини, директор центрального управления "ИталСтат".

Потеря в качестве в угоду экономии – и это осознанный выбор. Так же осознанно итальянцы перевели в категорию только крайней необходимости походы к стоматологу, косметологу и поездки на машине.

Среднестатистические предпочтения по жилью опять таки далеки от прежних "на широкую ногу" – ведь чем меньше площадь, тем дешевле квартплата. Мэрии городов даже вводят программы перехода на режим сокращения энергопотребления. В тосканском городе Каппанори стартовал первый в Италии проект дешевых домов. Пока их только пять. Для подогрева воды предназначены солнечные батареи, а для отопления дома – геотермальная система под полом.

"Мы уже подсчитали, сколько будет экономить семья, переезжая в такое дешевое жилье. Обычная квартира – это 170 киловатт в час в среднем, а здесь 23. То есть это вообще фантастика, если вы переведете это в евро", – рассказал Джорджио дель Гингаро, мэр города Каппанори.

Европейцы теперь переводят в евро все свои привычки и предпочтения. Калькуляция расходов из ежемесячной стала еженедельной – так проще считать. Последствия кризиса оказались даже в большей степени психологическими. Страх лишиться средств к существованию в случае новых экономических проблем победил жажду удовольствий и комфорта. Каждые отвоеванные у своих привычек 100 евро европейцы отправляют на хранение в банк. На следующий черный день.