"Вайгач" и море. Специальный репортаж В. Акиньшина

Впервые за всю историю судоходства в Финском заливе работает атомный ледокол "Вайгач". Он подходит к судам, которые без его помощи обойтись не смогут. Рассчитанный для колки арктических льдов, в водах Финского залива "Вайгач" практически всесилен.

Впервые за всю историю судоходства в Финском заливе работает атомный ледокол "Вайгач". На рассвете он подходит к судам, которые без его помощи обойтись не смогут. Эти огромные грузовики из разных стран мира уже прекратили всякие попытки выбраться на открытую воду самостоятельно. Экипажи застрявших судов беспрекословно выполняют все указания капитана "Вайгача". Рассчитанный для колки арктических льдов, в водах Финского залива "Вайгач" практически всесилен.

Примерно 3 часа ночи. В замерзшей акватории порта Кронштадт россыпь бортовых огней застрявших здесь грузовых судов. На небольшом линейном ледоколе "Капитан Зарубин" мы вплотную подходим к атомоходу "Вайгач". Швартовка во льдах требует предельного внимания.

На рассвете "Вайгач" подходит к судам, которые без его помощи обойтись не смогут. Эти огромные грузовики из разных стран мира уже прекратили всякие попытки выбраться на открытую воду самостоятельно. Такая ситуация сложилась впервые за всю историю судоходства в Финском заливе. Экипажи застрявших судов беспрекословно выполняют все указания капитана "Вайгача".

Только так можно безопасно и быстро начать движение. В такие моменты капитан ледокола берет управление на себя. Прежде чем повести судно за собой, ледокол должен освободить его ото льда. Для этого он всего в нескольких метрах проходит возле застрявшего судна, создавая мощный поток воды от винтов. Когда сближаются два таких гигантских судна, опыт значит все.

Капитан атомного ледокола "Вайгач" Александр Скрябин объясняет: "Учитывая, что корпуса слабые и суда не очень мощные, работаем аккуратно, безопасно. Медленно работаем, получается. Были бы суда мощнее, конечно, работали бы быстрее и скорости проводки были бы быстрее".

Капитан "Вайгача" сам из Питера. Места эти ему знакомы. Вспоминает, как в детстве ходил по льду Финского залива пешком. Теперь – с серьезной миссией.

Огромный атомный ледокол "Вайгач" во льдах Финского залива работает впервые. Его колоссальные возможности всего за два дня позволили освободить из ледяного плена около десяти судов. Вот и сейчас, здесь, примерно в 15 милях от морской границы Российской Федерации, он берет для проводки в Питер еще 4 судна.

Что же касается мощности самого атомного ледокола, то для такой работы ее даже слишком много. Рассчитанный для колки арктических льдов, в водах Финского залива "Вайгач" практически всесилен.

"В тех местах, в которых мы сейчас, работаем на уровнях мощности 60-80 процентов на реакторной установке. Мы полную мощность свою даже не расходуем. Но при необходимости для более надежного выполнения каких-то операций, для увеличения маневренности ледокола мы готовы мощность эту поднять", – рассказывает главный инженер-механик атомного ледокола Сергей Мустафин.

Сейчас ледокол "Вайгач" берет в караван для вывода из ледового плена по четыре суда. Можно и больше, но в этом случае нет гарантии того, что кто-то не потеряется. Поэтому многим, пусть и временно, но все же приходится отказывать.

"Если бы я мог своим краном кормовым поднять все суда себе на вертолетную площадку, я бы это сделал, – заверяет капитан ледокола Александр Скрябин. – Заявки принимаются от всех судов. Наносим эти суда на карты".

Уже на следующий день к серьезной ледовой обстановке добавляется еще проблема – густой туман. Как следствие, скорость движения снижается. Чтобы провести этот гигантский танкер, "Вайгачу" приходится использовать специальное бортовое оборудование.

"Учитывая, что танкер, за нами первый в караване идущий, шире ледокола на 5 метров, – создает определенные трудности, – говорит капитан. – У нас ширина 30 метров. В работе два компрессора пневмообмыва. Стараемся как можно шире делать канал для идущего следом танкера".

Само по себе пневоомывающее устройство уникально. В корпусе судна есть множество отверстий, через которые под колоссальным давлением подается воздух. Такое своеобразное джакузи.
2-й помощник капитана "Вайгача" Андрей Пыханов поясняет: "Компрессоры дают мощный сжатый воздух. Может работать один компрессор на два борта. Ледокол омывается воздушной подушкой, которая расталкивает кромки и опасные льдины".

Свой ледокол экипаж в шутку называет "иномаркой". Несмотря на то, что реактор отечественный, собран ледокол на Финской судоверфи.

Огромный ледокол, огромный экипаж – 91 человек. Условия работы вполне комфортные, но после работы нужно отдыхать. Посмотрим, как отдыхает Вайгач. "Привет ребята! Чем занимаетесь?", – спрашивают моряков. "В нарды играем", – отвечают они.

В нарды – это потому, что в корабельной сауне сегодня женский день. Для этих людей работа в Финском заливе непривычна. Десятки судов, рыхлый лед и не одного белого медведя. Машинист Сергей Незнанов говорит, что иногда даже скучает без них: "Две недели стояли в дрейфе в Карском море. Медведь пришел, он, наверное, три недели у нас жил. Его постоянно кормят. Он отойдет, свои дела сделает, поспит. Ему хорошо, с ледышками играет, подбрасывает вверх, и потом на пузо и лежит".

Практически каждый, кто связал свою жизнь с атомным ледоколом, без лишнего пафоса говорит, что гордится этим. Видимо поэтому, конфликтов внутри экипажа не бывает.

"Вообще, люди которые идут работать в море, они романтики. Других здесь нет. Поэтому все – очень хорошие люди", – уверен матрос Юрий Колодезный.

До сих пор ежедневно помощи в Финском заливе ждут десятки судов. Метеорологи же улучшения ледовой обстановки в ближайшее время не прогнозируют. Атомный гигант будет работать до тех пор, пока лед не отступит. Реактор ледокола не требует дозаправки, провианта хватит как минимум на месяц, а двигатель мощностью в 50 тысяч лошадиных сил может ломать лед куда большей толщины.