Усть-Катав сделал двигатель для "Юрия Гагарина"

Через три недели с "Байконура" стартует космический корабль "Союз ТМА-21". Это первый из "Союзов", которому в честь юбилея выхода человека в космос дали персональное имя - "Юрий Гагарин". Двигатель для него сделали в Усть-Катаве.

Через три недели с "Байконура" стартует космический корабль "Союз ТМА-21". Это первый из "Союзов", которому в честь юбилея выхода человека в космос дали персональное имя - "Юрий Гагарин". Выйти на орбиту, а потом и спуститься с нее корабль сможет только благодаря Усть-Катавскому вагоностроительному заводу. Ведь именно там сделали уникальную установку.

Чтобы сварить тысячи микроскопических швов, сотрудники усть-катавского завода работали в три смены и без выходных. Знаменитый "Буран" получил комплекс практически идеальных двигателей - смог красиво взлететь и мягко приземлиться. Сегодня с той же тщательностью здесь проверяют каждую установку. В изделие испытатель Сергей пускает газогелиевую смесь, а чувствительный прибор тут же заметит негерметичность и запищит. "При сварке, возможно, где-то пропустили микротечь. Мы ее находим, проверяем", - объясняет Сергей Веденеев, слесарь-испытатель.

Двигатель их сборки стоял и на первой в истории человечества космической станции. В декабре 1964 года "Союз-5" с помощью установки made in Ust-Katav впервые пристыковался к "Союзу-4". Они же были одними из первых, кто начинал освоение Луны: в 1956 году завод получил впервые заказ на двигатель для космоса - с его помощью корабль должен был сесть на поверхность Луны и вернуться обратно. Тогда лунную программу быстро прикрыли, но сейчас по ней снова идет работа - на этот раз совместно с Индией. Для этой же страны здесь делали пока единственный кислородно-водородный двигатель. Но самая известная разработка вагоностроительного завода - это установка С5-80.

"Все корабли, которые запускаются: и транспортные с космонавтами, и грузовые - все укомплектованы нашими двигательными установками и, в частности, вот этой, - отмечает Юрий Цыганов, главный конструктор Усть-Катавского вагоностроительного завода. - Она достаточно надежная - за всю историю отказов по этой установке не было".

Ее устанавливают в хвостовой части, и именно она позволяет "Союзам" идти на сближение и осуществлять стыковку. Именно поэтому в этот цех не зайти без специального допуска, а на работу сюда берут только после тщательной проверки. "Очень высокая ответственность, потому что вот на этой С5-80 поднимаются и спускаются люди, в том числе и других государств", - подчеркивает Александр Гаинцев, начальник сборочного цеха №27.

Только пятая часть производства Усть-Катавского вагоностроительного завода - трамваи. Все остальное - оборонная и космическая продукция. Больше половины изделий никогда не печатаются в каталогах и уж тем более не попадает на выставки. И если про то, что уже через год в экспедицию должен отправиться луноход с двигателем Усть-Катава, говорить можно, то вся остальная информация о планах строго засекречена.