Ответственность в семье стала уголовной. "Утро с Анатолием Кузичевым"

В самом ближайшем будущем Госдума может принять законопроект, который привнесет в Семейный кодекс нормы уголовной ответственности. Зачем нужны подобные поправки? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".

В самом ближайшем будущем Госдума может принять законопроект, который привнесет в Семейный кодекс нормы уголовной ответственности. Зачем нужны подобные поправки? За что разведенная мать может получить 10 лет тюрьмы? Это и многое другое Анатолий Кузичев и Людмила Шаулина обсудили со слушателями и экспертами "Вести ФМ" в программе "Утро".

Кузичев: Мы говорим сегодня о поправках в Семейный кодекс. Давайте сейчас сразу побеседуем с Ольгой Слуцкер. Ольга, здравствуйте!

Слуцкер: Доброе утро!

Кузичев: Я так понимаю, что Вы были одним из идеологов, по крайней мере Вы поддерживали эти самые поправки?

Слуцкер: Поневоле.

Кузичев: Почему? Какая такая неволя?

Слуцкер: А неволя заключается в том, что я сама оказалась родителем, который жестко изолирован от своих несовершеннолетних детей. И прошла все круги ада с судами и с обращениями в различные наши инстанции, которые ничем не могли мне помочь.

Кузичев: А скажите, каким образом эти поправки смогут Вам помочь? Возможно, это у меня какая-то искаженная информация: в соответствии с поправками Вам теперь или кому бы то ни было, чтобы вывести ребенка в деревню, нужно согласие от второго родителя.

Слуцкер: Я думаю, что у Вас искаженная информация. Вы их читали?

Кузичев: Ну, естественно, в сильно редуцированном виде.

Слуцкер: Так давайте сначала прочитаем эти поправки. Дождемся, пока я смогу выложить поправки в своем блоге, когда они будут внесены в Государственную думу во втором чтении, и тогда будем обсуждать.

Кузичев: Подождите, Ольга Сергеевна, тем не менее, я могу Вам дословно прочитать хотя бы эту фразу точно: "Вывоз ребенка за пределы России или его незаконное перемещение, организованное группой лиц или по предварительному сговору …" И так далее. Это прописано в законе.

Шаулина: Причем, здесь важно, что именно "или": или вывоз за границу, или незаконное перемещение. Если ребенка мы перемещаем из одного города Московской области в другой и не сообщаем второму родителю об этом, то это может быть незаконным перемещением, правильно?

Слуцкер: Вы знаете, я не судья и не юрист. Вы поставьте себя, предположим, в положение родителя, проживающего отдельно. У вашего отца права на проживание с детьми. Вы приходите в свой день и не обнаруживаете ни отца, ни ребенка по месту жительства или месту, где вы должны забирать ребенка. И вы вообще его не обнаруживаете нигде. На сегодняшний день вы идете в милицию, они у вас просто не принимают заявление, потому что ближайшие родственники - мама, папа, они могут фактически все куда угодно увести ребенка без уведомления второго родителя, и это может длится месяц, 10 лет, 20 лет. Вы можете своего ребенка никогда в жизни не увидеть.

Кузичев: Принимается. Логика в этом есть, безусловно. Более того, я так думаю, что в Вашем случае и опыт есть личный?

Слуцкер: У меня, к сожалению, не только мой опыт. Я получаю письма от женщин из разных городов, разных совершенно профессий, которые столкнулись вот с такой бедой. И все бегают по одному замкнутому кругу.

Кузичев: Понятно. Вы абсолютно правы. Давайте тогда лучше не будем касаться деталей, тем более, что у нас нет особых возможностей для этого, давайте поговорим про общую идеологию этих самых поправок в Семейный кодекс.

Слуцкер: Давайте. Идеология вот в чем. Эти поправки должны будут быть приняты не только в Семейный кодекс, они должны быть внесены в Гражданско-процессуальный и Уголовный кодексы. Эти поправки должны носить превентивную меру, чтобы такого не происходило, чтобы родитель 100 раз подумал. Причины могут быть разные. Мы не можем воздействовать и предугадать, что будет делать взрослый человек. Мстит он? Разные религиозные взгляды, разные взгляды на воспитание, у взрослого человека могут быть разные причины для того, чтобы посчитать, что он имеет право изолировать или вычеркнуть из жизни своего маленького ребенка маму или папу.

Кузичев: То есть, если обобщить то, что Вы сказали, смысл поправок, о которых мы сейчас говорим, это не давать явного преимущества одному из родителей на владение или управление? Обобщите.

Слуцкер: Смысл поправок в том, чтобы это было наказуемо. Чтобы родители, которые сейчас абсолютно безнаказанно могут совершать подобные деяния, чтобы они 100 раз подумали, и их адвокаты тоже бы им подсказали, что им за это будет.

Кузичев: Елена Борисовна Мизулина с нами на прямой связи. Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Здравствуйте, Елена Борисовна!

Мизулина: Доброе утро!

Кузичев: Совершенно правильно прозвучало соображение из уст Ольги Слуцкер, что мы сами-то не читаем, хотя поддерживаем, так она про себя говорит. А мы сами не читали, но очень интересуемся. Расскажите, пожалуйста, нам о том, что это за поправки и основную их идеологию в Вашей версии?

Мизулина: Во-первых, Ольга Сергеевна не читала окончательную версию, но справедливости ради надо сказать, что на парламентских слушаниях 5 декабря 2009 года, когда приходила Ольга Сергеевна, и позднее свои предложения относительно того, в каких направлениях надо было бы изменить законодательство, она рассылала везде. То есть она на самом деле ведает, о чем говорит. Просто не до конца знает то, что сегодня предлагается. Что в результате получилось. Комплекс поправок в Семейный кодекс, в Административный кодекс и в Уголовный кодекс.

В Семейный кодекс – вопросы, связанные с определением места жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Сегодня этот вопрос не урегулирован. Дети живут отдельно от одного родителя в случае, когда брак расторгается между родителями либо когда родители в браке не состояли. Здесь вообще очень легко происходит расставание, не надо даже идти в суд, расторгать брак. Сегодня живут вместе - фактически брак, а завтра - раздельно. А может ни дня не проживут вместе, но, тем не менее, имеют совместного ребенка. И таких ситуаций много, речь идет о миллионах детей. По статистике 6 миллионов 400 тысяч семей, где один родитель. Их называют еще неполные, но мы не употребляем этот термин в комитете.

Кузичев: Почему?

Мизулина: Потому что, что значит неполная?

Кузичев: Неполная – это значит та, где нет мамы или папы.

Мизулина: Нет, если есть один родитель и ребенок, то это уже семья. А полная или неполная, это не нам решать...

Кузичев: Природа так придумала, что у ребенка есть мама и папа.

Шаулина: И не только природа, но и социум тоже.

Полностью эфир программы "Утро" слушайте в аудиофайлах

Читайте также:

Русским "туземцам" не нужны подушки безопасности. "Утро"