В "Тайне Красной планеты" царит матриархат. "Кино" с Антоном Долиным

"Тайна Красной планеты" - полнометражный американский мультфильм, не имеющий ни малейшего отношения к советскому мультику "Тайна третьей планеты": да и называется он, на самом деле, совсем иначе, "Марсу нужны мамы!", а на конце стоит восклицательный знак. В том смысле, что мамы нужны очень.

"Тайна Красной планеты" - полнометражный американский мультфильм, не имеющий ни малейшего отношения к советскому мультику "Тайна третьей планеты": да и называется он, на самом деле, совсем иначе, "Марсу нужны мамы!", а на конце стоит восклицательный знак. В том смысле, что мамы нужны очень – и срочно. Дело в том, что по версии, изложенной в этом мультфильме, на Марсе царит жестокий матриархат. Дети вылупляются на грядках, после чего начинается их сортировка. Всех новорожденных мальчиков отправляют сразу на помойку, а выживут или нет, никого не беспокоит.

Девочек, меж тем, воспитывают и приручают, постепенно превращая в идеальных работниц или солдат. Проблема в одном: материнские инстинкты у военизированных марсианок начисто атрофированы, и как растить малышей, никто не знает. Поэтому с Земли периодически похищают одну маму, которая кажется марсианкам идеальной, выкачивают из ее головы всю информацию, а потом уничтожают. За мамой, о которой речь идет в этой конкретной истории, увязался ее отпрыск – хулиган, но нежный сын. О его-то приключениях тут и рассказывается.

Перед нами не вполне типичный продукт студии "Уолт Дисней". Это не семейная сказка про принцесс и не постмодернистский перевертыш от Pixar, а детская или даже подростковая научная фантастика, сделанная с применением технологии "пойманного движения" - motion capture. Главный пропагандист и любитель этой техники – Роберт Земекис, и неудивительно обнаружить его в числе продюсеров. Однако индивидуального почерка создателя "Беовульфа" и "Рождественской истории" в "Тайне Красной планеты" нет и в помине – поскольку снимал ее другой человек. Саймон Уэллс – довольно посредственный режиссер, в послужном списке которого едва ли не самым ярким пунктом значится несуразная, но живописная экранизация "Машины времени". Самое же любопытное здесь – то, что Саймон Уэллс действительно является родным правнуком великого Герберта Уэллса, отца современной фантастики. Так что и путешествия во времени, и баталии с марсианами в фильмах этого режиссера появились неспроста.

Стандартная голливудская схема: ребенок не знал, зачем ему нужны родители, кроме того, чтобы заставлять делать уроки и чистить зубы, но стоило маме исчезнуть, как он все прочувствовал. Кино и развлекательное, и воспитательное. Но штука в том, что смысловой стержень тут – самое неинтересное. Наоборот, самым необычным становится прикладной элемент: то мироустройство, в котором сама идея мамы уничтожена, а тоталитарное общество пытается стереть из умов и представление о половом разделении. В этом "Тайна Красной планеты" напоминает советские повести-сказки, в которых эзопов язык достигал неслыханной выразительности, а социальные метафоры были мощнее, чем тот политкорректный месседж, на мнимом фундаменте которого эти сказки были основаны. Но это было книги – а тут кино, местами даже смешное, да и с прекрасным 3D. Так что к посещению рекомендуется.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"