На Киевском вокзале показали "Железнодорожную оперу"

Польский экспериментальный театр считается одним из лучших в Европе. Театр "Komuna/Warszawa"объездил с гастролями многие страны мира, но в российской столице – впервые. Польская арт-группа показала на Киевском вокзале спектакль "Железнодорожная опера".

Польский экспериментальный театр считается одним из лучших в Европе. Театр "Komuna/Warszawa"объездил с гастролями многие страны мира, но в российской столице – впервые. Польская арт-группа показала на Киевском вокзале спектакль "Железнодорожная опера".

Спектакль "Железнодорожная опера" – акция на стыке драматического театра, визуального искусства и пластического перфоманса. О людях-путешественниках, которые проводят немалую часть жизни в дороге, а значит и в отстраненном созерцании мира как внешнего, так и внутреннего. Место действия – не традиционная сцена, а Киевский вокзал.

Участники – польская арт-группа с анархистскими корнями "Komuna/Warszawa". Группа существует уже 20 лет и активно участвует в творческой и политической жизни, взрывая закоснелую общественность провокационными акциями. Так, занятия театром не помешали вдохновителю "Komuna/Warszawa" Гжегожу Лящуку баллотироваться в Варшавскую думу от партии "зеленых".

"Мы довольно часто даем театральные представления в разных частях города, на улицах. Но именно это представление посвящено вокзалам, потому что вокзалы – это место такого движения человека и его одиночества", – пояснил Гжегож Лящук, руководитель арт-группы "Komuna/Warszawa".

Еще один участник представления – российский "Liquid Theatre", работающий в жанре site-specific. С польской группой российские актеры встретились впервые.

"Интересно же общаться с людьми, у которых совершенно иной взгляд на искусство. Если "Коммуна/ Варшава" – у них все концептуально, концепция впереди всего, то у нас, в основном, эмоциональный импульс. И вот этот лед и пламень. Мы попытались что-то так вместе сделать", – говорит режиссер театра "Liquid Theatre" Алексей Жеребцов.

Саундтрек "Железнодорожной оперы" рождается прямо на глазах у зрителей силами композиторов, музыкантов и певцов. Нотная партитура бежит на мониторах – под натиском шумовой атаки вокзальной жизни. Объявления об отправлении-прибытии поездов, разговоры пассажиров, железнодорожные "шепоты и шорохи". Зритель слышит все это многообразие через наушники. Становится наблюдателем и персонажем, отправляясь в свое индустриальное, экзистенциальное путешествие. И каждый здесь – гость, заброшенный в чуждый и нелепый мир бесконечной суеты и ожидания.

По законам жанра уличных театров спектакль творится здесь и сейчас – в урбанистических декорациях. Рядом с перформерами, действующими персонажами становятся случайные пассажиры с вещами, и даже – животные. Анархия взаимопроникновения театра и жизни поистине безгранична. И где начинается театр, а где – жизнь разобраться невозможно. Да и не нужно. Главное – это их встреча.

"Мне кажется, их задача заключается в том, чтобы показать нам, городским жителям, автоматизм нашего существования. Чтобы мы взорвали этот автоматизм. Показать, как обыденность может прорастать искусством, и о том, что искусство всегда рядом. Достаточно оглянуться по сторонам", – считает Елена Ковальская, театральный критик, куратор программы "Польский театр в Москве".

Премьера "Железнодорожной оперы" была сыграна на вокзале в Варшаве, откуда отправляются поезда в Москву. И не случайно, что Киевский вокзал стал местом проведения перфоманса. Следующая остановка – пока не определена. Но "Железнодорожную оперу" каждый пассажир-зритель может разыграть в собственном воображении. Стоит только оторваться от реальности и вспомнить про "жизнь – театр, и про людей – актеров".