Японии пока далеко до Чернобыля. "Утро с Владимиром Соловьевым"

На четвертом реакторе АЭС "Фукусима-1" произошел взрыв, в результате него возник пожар и произошел выброс радиации. К каким последствиям могут привести проблемы на АЭС? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым".

11 марта Японию поразило мощное землетрясение. Магнитуда его составила 9 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение стало сильнейшим за всю историю Японии и одним из самых мощных за время сейсмических наблюдений. В результате землетрясения и последующего цунами возникли проблемы на японских АЭС. На четвертом реакторе АЭС "Фукусима-1" произошел взрыв, в результате которого возник пожар. Этот взрыв стал четвертым на "Фукусима-1" за несколько дней, в результате инцидента произошел выброс радиации. 12 марта на АЭС произошел взрыв на первом реакторе, но реактор и его защитная оболочка не пострадали. 14 марта произошел взрыв на третьем энергоблоке. К каким последствиям могут привести проблемы на АЭС? Это и многое другое Владимир Соловьев и Анна Шафран обсудили со слушателями "Вести ФМ" в программе "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт".

Шафран: Николай Злобин на прямой связи из Вашингтона, как обычно, по вторникам. Николай!

Злобин: Доброе утро всем!

Соловьев: Коля, доброй ночи! Ровно час назад, может быть, чуть больше, прогремел взрыв на четвертом реакторе атомной электростанции "Фокусима-1". И говорят, что уже сейчас в 400 раз превзошли годовую норму радиации. И если несколько дней назад казалось, что все-таки развивается все относительно благостно, то теперь, по-моему, наступает ядерная паника и страх второго Чернобыля.

Злобин: Ну, все-таки до Чернобыля пока далеко. К счастью, я надеюсь, до такого эффекта не дойдет. По международной классификации, пока японская ядерная катастрофа оценена в 4 балла, что, в общем-то, расценивается как местный, а не глобальный эффект, в отличие от 7-балльной оценки, данной в свое время Чернобылю. Но это, естественно, оценка, которая может меняться.

И сегодняшний взрыв, очередной уже, свидетельствует о некой цепной реакции, которая там происходит. И, естественно, возникает очень много вопросов о том, когда эта цепная реакция остановится, способно ли японское правительство и международные силы, которые сейчас, в том числе научные, эту реакцию остановить, и чем это грозит человечеству, о чем теперь надо думать. На самом деле ситуация совершенно серьёзна, и самое плохое, что она непредсказуемая. Особенно в Японии, которая, как мы знаем, единственная страна в мире, пострадавшая в свое время от атомной бомбы, где очень осторожно относятся ко всем ядерным проектам и делали все с запасом в десятки раз.

Соловьев: Но при этом надо отметить, что Япония вырабатывала 25% собственного энергопотребления именно благодаря атомным станциям. Все расположены у береговой линии, потому что необходимо большое количество воды для охлаждения. И казалось, что они рассчитаны на прямое попадание любого известного оружия и на землетрясение любой силы. Но комбинация землетрясения и цунами сыграла, а точнее показала, насколько человеческие представления о будущем ограничены.

Злобин: Ты совершенно прав. Япония – самая продвинутая, может быть, с точки зрения ядерной безопасности, страна. Действительно, строили они свои электростанции, атомные станции, с очень большим запасом. Очень большая доля энергии вырабатывается ядерными станциями, потому что в Японии очень сильная нехватка собственных источников энергии. 60% энергии они импортируют из других стран. Это страна, в которой нет больших запасов полезных ископаемых. У них действительно серьезные проблемы, и они превратили развитие ядерной мирной энергетики в национальную программу и очень активно ею занимались, вкладывали огромные деньги.

Это была довольно успешная программа вот до последней недели. Строили все станции, с расчетами на землетрясение, на попадание бомбы, любого снаряда, любой террористической угрозы. И, в общем-то, с одной стороны, надо сказать, что, судя по всему, это огромное 9-балльное землетрясение все блоки всех ядерных станций Японии выдержали, в том числе которые находились в непосредственной близости от эпицентра взрыва, но дамбы, которые были построены с тем, чтобы защитить эти электростанции от цунами, не выдержали ударов цунами, волн размером с 4-этажный дом, которые обрушились на эти станции, на городки вокруг них, на прилегающие жилые массивы. Все там оказалось сметено, и ядерные электростанции были, как теперь выясняется, в общем-то, разрушены в значительной степени, в том числе в первую очередь те структуры, которые занимаются безопасностью ядерного реактора и охлаждением его.

Полностью эфир программы "Утро с Владимиром Соловьевым. Полный контакт" слушайте в аудиофайлах