"Анна Каренина" поборется за "Золотую маску"

"Анна Каренина" Алексея Ратманского – изящный дайджест известного романа – будет бороться за премию "Золотая маска". Спектакль представлен в двух номинациях: "Лучший балет" и "Лучшая женская партия".

"Анна Каренина" Алексея Ратманского – изящный дайджест известного романа – будет бороться за премию "Золотая маска".

"Анну Каренину" Алексей Ратманский впервые поставил в 2004 году для Датского королевского балета. Затем повторил в Хельсинки, Вильнюсе, Варшаве и, наконец, в прошлом году – в Петербурге, в Мариинском театре. На московскую сцену постановка приехала в рамках фестиваля "Золотая маска". Спектакль представлен в двух номинациях: "Лучший балет" и "Лучшая женская партия". На индивидуальную награду претендует восходящая звезда Мариинки Екатерина Кондаурова.

Музыку к балету Родион Щедрин писал в 1972 году. Специально под Майю Плисецкую. Она стала первой Анной Карениной. У Ратманского их стразу три, в трех разных составах: помимо Екатерины Кондауровой, еще Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Чтобы спектакль всегда шел в Мариинке, даже если кто-то из балерин занят в других проектах.

"Мне не кажется, что очень сложно переносить произведения Толстого. Мне кажется, главным становится композитор. Щедрин создавал партитуру в расчете на высококлассных исполнителей", – рассказывает художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Действие начинается с конца. Вронский – спиной к зрителям. Будто его глазами на огромном экране женское лицо. Это Анна, которой уже нет. И потом возвращение в начало. Встреча на вокзале, у вагона, сделанного в натуральную величину, который скользит по сцене словно игрушечная машинка.

"Джойстик: правую нажимаете вперед, работают правые колеса, левую нажимаете вперед, работают левые колеса. Аналогично назад", – показывает замначальника службы технического обеспечения сцены Борис Колосов.

Чтобы сыграть свою Анну, Диана Вишнева несколько раз перечитала Толстого.

"Естественно, ты готовишь роль, ты перечитываешь, ты смотришь все фильмы. Я пересмотрела все фильмы и поняла, что наша Самойлова – лучшая актриса, которая исполнила Анну Каренину", – говорит народная артистка России Диана Вишнева.

Для Ульяны Лопаткиной главное было угнаться за внутренней скоростью балета – за сменой чувств. Танец на пределе. Плюс сложная хореография – движение в каждую ноту.

"На генеральных репетициях были случаи, когда у меня не хватало сил от переизбытка эмоций. И приходилось брать, откуда не знаю, вздох, энергию, чтобы продолжить. Потому что, вы сами понимаете, когда хореограф говорит: здесь она без сил, практически теряет разум, и вы должны это не только станцевать, но и почувствовать. И когда начинаешь это чувствовать, то просто не понимаешь, где кулисы, а где зрители", – рассказывает о своей работе Ульяна Лопаткина.

Весь роман Толстого – за два часа. Екатерина Кондаурова, рассказывая о костюмах Анны, сбивается со счету. Их порядка десяти.

"Иногда можно опоздать на выход, потому что переодеваешься после каждого дуэта. Во втором акте особенно насыщенно. Нет даже минуты вздохнуть", – делится первая солистка Мариинского театра Екатерина Кондаурова.

"Анну Каренину" в Москве танцуют все три состава. Три вечера подряд. Билеты на спектакли закончились в кассах несколько месяцев назад.