Архитекторам дали карт-бланш на эксперимент у Эйфелевой башни

Православные купола на фоне Эйфелевой башни: в Париже назван победитель международного конкурса проектов Российского духовно-культурного центра. Строительством займется смешанная команда: архитекторы из Москвы и их испанский соавтор – Мануэль Яновский.

Православные купола на фоне Эйфелевой башни: в Париже назван победитель международного конкурса проектов Российского духовно-культурного центра. Строительством займется смешанная команда: архитекторы из Москвы и их испанский соавтор – Мануэль Яновский.

Жюри еще не закончило выступать, а победители уже тихо празднуют: молодому архитектурному бюро из Москвы доверят строительство новой достопримечательности на берегах Сены.

По архитектурным меркам авторы проекта Российского духовно-культурного центра в Париже слишком уж молоды: соучредителям фирмы "Арш-груп" 28 и 35 лет. Солидности предприятию придает соавтор: признанный испанский мэтр советского происхождения.

"Этот храм импортирован, он приземлился. Это – летучая тарелка, которая приземлилась из Москвы прямо в Париж. Он не может стоять просто так на каком-то парижском углу. Он должен стоять в чем-то. И вот оболочка этого храма и есть замечательный Троицкий сад, потому что в России, в вашей православной культуре, есть традиция так называемого Троицкого сада", – говорит архитектор Мануэль Нуньес-Яновский.

Сам Нуньес-Яновский – человек не православный, родился в мусульманском Самарканде, рос в католической Испании. Но на верность проекта канонам русского храмового зодчества биография архитектора не влияет.

"Мы привлекли консультантов, понимая, что сами не справимся с этим вопросом. Привлекли профессиональных архитекторов именно в вопросах храмового строительства. И то, что вы сейчас видите, – результат совместной работы", – поясняет архитектор Алексей Горяинов.

Материалы – белый камень из России, французский кирпич, стекло, алюминий и кремний. Окружающая пятиглавый храм прозрачная конструкция вместит в себя солнечные батареи и светодиодные экраны. Архитекторы называют ее "покров", намекая на один из главных православных символов.

"Мы искали вариант, который в первую очередь – не навредит, во вторую очередь – украсит и в третью очередь – представит русский православный храм, направленный в будущее, направленный в двадцать первый век", – говорит управляющий делами президента РФ Владимир Кожин.

Посол РФ во Франции Александр Орлов считает, что православные купола на фоне Эйфелевой башни – это именно символ дружбы России и Франции. "Ничего более яркого и значимого даже и придумать нельзя. Во всяком случае, до сих пор все отзывы парижан о проекте и о самой идее строительства собора в этом месте Парижа были положительные", – говорит посол.

Из более чем четырехсот начальных предложений до финальной стадии конкурса добрались только десять проектов. Лучший выбирали закрытым голосованием, в два тура. В последний, решающий, кроме победителя вышли еще два проекта: один – французский, другой – французско-русский. Им дали второе и третье места. Жюри свой выбор сделало, теперь слово за парижанами.

О стоимости строительства пока не говорят – впереди долгий этап детальных согласований с двумя мэриями: всего Парижа и седьмого округа города. Это значит, что в проект могут внести еще множество поправок, которые, скорее всего, отразятся на затратах.

Российский духовно-культурный центр будет построен здесь, на набережной Бранли, на месте здания метеослужбы Франции. Важная задача, которая стояла перед авторами проекта: не нарушить исторический облик 7-го округа Парижа.

120 лет назад такая же задача стояла перед архитектором Густавом Эйфелем, и он с ней, определенно, не справился: трехсотметровая железная башня исторический облик того времени нарушила. Так что у российских архитекторов есть пусть и негласный, но все же карт-бланш на эксперименты.