Килограммы золота и яичные белки: секреты реставрации Большого театра

Антураж XIX века, сусальное золото, а главное – новая акустика. Услышать, как звучит новая сцена Большого театра, зрители смогут уже в начале октября.

Антураж XIX века, сусальное золото, а главное – новая акустика. Услышать, как звучит новая сцена Большого театра, зрители смогут уже в начале октября.

В зрительном зале Большого театра начали убирать леса. Например, в центральной части партера уже ничего нет. Это позволяет наконец-то рассмотреть живописное полотно "Аполлон и музы" целиком. Прежде из-за лесов это можно было сделать только фрагментарно.

Теперь он выглядит точно так, как в XIX веке, будто никогда и не переделывали. Девять месяцев сантиметр за сантиметром деревянный плафон восстанавливали 12 художников. Фон пришлось создавать заново. По картинам и документам. А вот сами изображения Аполлона и муз – те самые, писаные полтора века назад.

"Вот видите эту музу с кисточкой, ее нет в античной мифологии. Академик Титов решил вместо музы эпической поэзии изобразить музу, которая покровительствует изобразительному искусству", – показывает официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров.

Люстра в целлофане, ярусы не разглядеть. Каким будет обновленный зал Большого театра – по-прежнему интрига. Но реставраторы обещают: уже в начале апреля завеса тайны приподнимется. Через две недели тут демонтируют все строительные леса – зал засверкает золоченым убранством. До завершения реставрации лепного декора осталось всего несколько метров на нижних ярусах.

Директор реставрационного бюро Вера Бабич поясняет: "Существует много технологий, но только эта позволяет достичь эффект сусального золота. Это не просто самоварный блеск – вбирает все краски, которые есть вокруг".

Технология действительно уникальна. Все элементы убранства сделаны из папье-маше. Перед непосредственным золочением их прогрунтовали меловой смесью и покрыли полиментом. Это специальный состав, в рецепт которого входит глина из самых глубоких залежей и яичные белки – лучше тухлые.

Для реставрационных работ в зрительном зале понадобилось 5 килограммов золота и несколько десятков литров обычной водки. Именно на водку и выкладывается тонкие листочки сусального золота.

Это борьба за идеальную акустику. Потому и лепнина из папье-маше, а плафон – из дерева. Эти материалы обеспечивают отличное звучание. В XIX веке зал занимал первое место в мире по качеству звука, теперь – 59-е. Тут уверены: после реставрации Большой вернет былое лидерство.

"Даже кресла здесь будут установлены после акустической экспертизы, – говорит пресс-секретарь дирекции по строительству реконструкции и реставрации Большого театра Евгения Васильева. – Акустика от всего зависит, даже от складок, от того, какая ткань будет выбрана".

Услышать, как звучит Большой, зрители смогут уже через полгода. Первый спектакль с новой акустикой намерены дать 2 октября.