"Свалка" воспевает мусорщиков. "Кино" с Антоном Долиным

Редкий подарок российской публике – документальное кино, привычный изгой рядового проката, вдруг оказывается на широких (пусть и немногочисленных) экранах. А на этой неделе таких фильмов, представьте, сразу два. И оба – превосходные. Первый – "Свалка" Люси Уокер.

Редкий подарок российской публике – документальное кино, привычный изгой рядового проката, вдруг оказывается на широких (пусть и немногочисленных) экранах. А на этой неделе таких фильмов, представьте, сразу два. И оба – превосходные. Первый – "Свалка" Люси Уокер. Британская документалитстка рассказала о путешествии бразильского художника из Нью-Йорка, где он жил и работал, на историческую родину, где он попал на самую большую в мире мусорную свалку – из чего родились довольно необычные произведения искусства.

Второй – "Как я дружил в социальной сети" Генри Йоста и Ариэля Шульмана, тоже рассказ о путешествии, и тоже отправной точкой становится Нью-Йорк: проживающий и работающий там модный фотограф едет в глубокую провинцию, чтобы познакомиться со своей подругой и без пяти минут возлюбленной по "Фэйсбуку". А на месте встречает то, к чему никак не был готов. Оба фильма – документальные, оба смотрятся куда увлекательнее тех игровых картин, которые синхронно выходят в значительно более широкий прокат.

"Свалка" получила заслуженную номинацию на "Оскара", а всего забавнее то, что рядом с ней в этом списке оказался "Выход через сувенирную лавку" Бэнкси. Оба фильма – о современном искусстве и его взаимодействии с реальным миром. Однако если пересмешник Бэнкси низводит функции контепморари-арта до чистой спекуляции, к тому же, основанной на графомании, то Люси Уокер пытается доказать, что связь между искусством и народом может существовать и быть более прямой, чем нам чудилось.

Вик Мунис – знаменитый живописец, делающий в окрестностях Рио-де-Жанейро портреты катадорес, сортировщиков мусора: материал для портретов – собственно мусор. Когда б вы знали, из какого сора растет не только талант, но и деньги! Работы расходятся на престижнейшем аукционе за гигантские деньги, а эти внушительные суммы направляются волей художника непосредственно натурщикам. Так бесправные мусорщики становятся героями – счастливыми и полноценными людьми, и все благодаря искусству. История по-голливудски пафосная, но совершенно правдивая, и, возможно, именно поэтому настолько интересная.

"Как я дружил в социальной сети" в оригинале называется "Зубатка": эта рыба – персонаж рассказанного с экрана анекдота о созданиях, призванных расшевелить других обитателей мирового океана своей незаурядной энергией. Таким хищником представляется и виртуальная подруга главного героя: она играет сразу за всех – и за талантливую воздушную девушку, пишущую песни, и за ее младшую сестрицу – феноменальную художницу, и за их понимающую и любящую мать.

Но раскрывая обман, герой картины парадоксальным образом помогает режиссерам рассказать историю не мошенничества, а любви. Или, по меньшей мере, историю о жажде любви, которой так не хватает миллионам несчастных пользователей обманчивых социальных сетей. Поучительная притча, да и увлекательная, и смешная. И вновь выясняется, что игровому кино следовало бы многому поучиться у документального.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"