Россия вне зоны радиационного риска

Российские атомщики, побывавшие в Японии, подтверждают, что для России радиационного риска не существует. "Все остальное - спекуляции", - уверен первый заместитель генерального директора "Росэнергоатома" Владимир Асмолов.

Российские атомщики, побывавшие в Японии, подтверждают, что для России радиационного риска не существует. "Все остальное - спекуляции", - уверен первый заместитель генерального директора "Росэнергоатома" Владимир Асмолов.

На совещании, которое глава правительства РФ Владимир Путин проводит в Южно-Сахалинске, Асмолов отметил, что схема управления ликвидацией последствий на АЭС "Фукусима-1", "видимо, из-за японской ментальности, менее адекватна ситуации". "Мы бы действовали совершенно по-другому: сразу были бы назначены необходимые квалифицированные люди, которых правительство наделило бы необходимой властью и необходимой ответственностью", - сказал Асмолов.

По его словам, российские специалисты поделились опытом с японскими коллегами. В частности, им показалось странным, что пожарные машины, которые пытаются охладить плавящиеся стержни в реакторах, подъезжают на 50 метров, и все время, пока они работают, шофер находится в машине. Как заметил Асмолов, россияне предложили, чтобы машины подъезжали ближе, а шофер на время работы водометов уходил в более безопасное место, что впоследствии и было сделано. Также "абсолютно бесполезной" назвал Асмолов попытку охлаждения реакторов с вертолетов. "Во-первых, никуда не попадали, а во-вторых, это абсолютно бесполезно", - сказал он.

"Блоки старого проекта, оставшиеся без воды, фактически двое суток сами боролись за свое существование без человеческой помощи", - констатировал Асмолов. Он отметил, что новые проекты российских АЭС рассчитаны на полное обесточивание на 72 часа. "Это более чем достаточно, и опыт у нас такой есть, мы всегда восстанавливали любое электропитание за 6-8 часов", - сказал он.

Специалист напомнил, что проблемы на японской АЭС начались не после землетрясения, а после мощного цунами, которое нарушило систему охлаждения ядерных реакторов.

Асмолов также отметил, что ситуация на "Фукусима-1" сейчас "абсолютно счетная, в той степени, в которой можно считать аварию". "А если ситуация счетная, то она и контролируемая", - добавил он. "То есть, несмотря на все проблемы, с которыми столкнулись наши коллеги, они все-таки берут ситуацию под контроль?" - уточнил Путин. "Да, они берут под контроль. Тяжелая ситуация была во вторник, когда на станции оставалось достаточно мало профессионалов, сегодня пошел рост количества профессионалов на станции, и они будут использовать наши дальнейшие советы", - рассчитывает Асмолов.

По его оценкам, авария не должна стать причиной смертей вследствие лучевой болезни. "Вы считаете, что даже для жителей Японии сложившаяся на сегодня ситуация и ее дальнейшее развитие дополнительных рисков уже не несет?" - спросил глава правительства. "Она несет риски, потому что уровень радиации был достаточным, они будут нуждаться в медицинской помощи, но я твердо уверен, что дополнительного выхода смертей не может быть", - ответил первый замдиректора "Росэнергоатома".

Серия разрушительных землетрясений и цунами обрушилась на Японию 11 марта. Стихия повредила реакторы на АЭС "Фукусима-1", в результате чего на атомной станции сложилась критическая ситуация. Японские специалисты пытаются охладить раскаленные реакторы. Минувшей ночью специалистам удалось восстановить электроэнергию на пятом и шестом реакторах, температура там теперь снижается. На других энергоблоках обстановка остается сложной, над третьим реактором поднимается дым.