Иван Блоков: цвет дыма не принципиален

Иван Блоков: цвет дыма не принципиален
Из Японии с АЭС "Фукусима" приходят тревожные сообщения. Сегодня там произошел выброс дыма пепельного цвета. Все это происходило в зоне третьего реактора. Ситуацию для "Вестей ФМ" прокомментировал директор по программам "Гринпис России" Иван Блоков.

Из Японии с АЭС "Фукусима" приходят тревожные сообщения. Сегодня там произошел выброс дыма пепельного цвета. Об этом сообщил на пресс-конференции представитель компании-оператора "Токио Электрик Пауэр". Все это происходило в зоне третьего реактора. Как заявил представитель компании, в настоящее время сила дыма сократилась, а причины выброса уточняются. Ситуацию для "Вестей ФМ" прокомментировал директор по программам "Гринпис России" Иван Блоков.

"Вести ФМ": Что это могут быть за выбросы, и насколько они опасны?

Блоков: Это может быть и обычный взрыв, который происходил раньше на других блоках, однако какой бы взрыв это ни был, безусловно, он крайне опасен, потому что неизбежно выпадает большое количество радиоактивных веществ. Как вы знаете, с "Фукусимы" уже выброшено около одной десятой активности, которая была выброшена во время Чернобыля. Эта очередная порция, объемы которой мы не можем предположить, но учитывая, что персонал станции эвакуируется целиком, то вполне возможно, что выброс очень большой. И он добавит еще больше загрязнений Японии.

"Вести ФМ": Раньше в аналогичной ситуации сообщалось, что выбрасывается белый дым. На этот раз особое уточнение делается, что дым пепельного цвета. Это малозначащее уточнение или есть принципиальная разница?

Блоков: Это может быть связано с тем, что раньше выбрасывалось значительное количество пара. В данном случае это могут быть части реактора и другие сгоревшие элементы. Судить на основании сообщений о цвете невозможно. Следует заметить, что информация, поступающая от компании, крайне ограниченная. И до сих пор у нас нет данных об изотопном составе того, что выбрасывалось. Это одна из очень критичных вещей. Из этого делать оценки крайне сложно. Сам цвет не принципиален, но я опасаюсь, что это опять очень сильный радиоактивный выброс.

"Вести ФМ": Какой может оказаться зона поражения?

Блоков: Если рассматривать расчеты, которые проводились по российским атомным станциям, то это не меньше 30 километров. Понятно, что не во все стороны одинаково, это зависит от погоды, от направления ветра. Но зона может быть очень большая. Опять же, подчеркиваю, в зависимости от изотопного состава и погоды, она может достигать и сотен километров, правда, первых сотен километров. До российской территории ничего серьезного дойти пока не может.

"Вести ФМ": Могут ли эти выбросы загрязнить акваторию и как-то повлиять на животный мир прибрежных территорий?

Блоков: Акваторию эти выбросы, безусловно, загрязнить могут. И в течение первых лет могут серьезно влиять на животный мир. Но поскольку океан большой, и процессы там происходят достаточно активно, то это вопрос не десятилетия, а первых нескольких лет. Потом это все осядет на дно, и хотя будет влиять в течение длительного времени, влияние будет не очень серьезным. Я гораздо больше опасаюсь за влияние на сушу. Вот там это будет сотни и тысячи лет. 

Полностью комменатрий Ивана Блокова слушайте в аудиофайле